На главную
На главную
English Карта сайта На главную Контакты
Прошедшие запуски
Дата: 30 мая 2019
Ракета-носитель: Протон-М
КА: Ямал-601
Место старта: Байконур

Дата:
Ракета-носитель:
КА:
Место старта:

Предстоящие запуски
Дата: 21 июня 2019 г.
Ракета-носитель: Протон-М
КА: Спектр РГ
Место старта: Байконур

Актуальный репортаж

От Салютов к МКС

15.02.2008

16 февраля 1970 года, 38 лет назад, вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о разработке и создании долговременных орбитальных станций (ДОС).


Толчком к созданию долговременной орбитальной станции послужили появившиеся в 1969 году сообщения о том, что в США началась разработка экспериментальной орбитальной станции «Скайлэб», весом до 80 тонн и рассчитанной на последовательное пребывание на ней нескольких экспедиций по три астронавта в каждой. За основу станции американцы взяли третью ступень своего «тяжеловеса» РН «Сатурн-5». Запуск станции был запланирован на начало семидесятых годов. «Лунную гонку» Советский Союз проиграл, тогда-то и родилась мысль обставить Штаты хотя бы в орбитальных станциях.


В январе 1970 года состоялась беседа секретаря ЦК КПСС Д.Ф. Устинова с руководителями ЦКБЭМ В.П. Мишиным, филиала №1 ЦКБМ В.Н. Бугайским и директором завода имени М.В. Хруничева М.И. Рыжих, в ходе которой были решены основные организационные вопросы по созданию ДОС.


16 февраля 1970 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о разработке и создании долговременных орбитальных станций (ДОС). Заказчиком станции объявили Академию наук СССР, а на Министерство общего машиностроения возложили всю полноту ответственности за ее создание. В качестве основных участников работ по созданию ДОС-1 были определены предприятия: ЦКБЭМ (проект ДОС в целом), филиал №1 ЦКБМ (Фили) – конструкторская разработка станции и адаптация к ракете-носителю, завод имени М.В. Хруничева (ЗИХ)– изготовление всего комплекса. От ЦКБЭМ всеми работами руководили К.Д. Бушуев и К.П. Феоктистов, от филиала №1 ЦКБМ – В.Н. Бугайский. Ведущими конструкторами по станции назначили от ЦКБЭМ – Ю.П. Семенова, от филиала №1 – В.В. Палло. За увязку проекта и адаптацию ОПС с РН «Протон» отвечали начальник проектного отдела Г.Д. Дермичев и начальник проектной бригады В.А. Выродов, ведущим конструктором был назначен Э.Т. Радченко.


Из воспоминаний одного из ветеранов КБ «Салют» Владимира Николаевича Наумова:


«Энтузиазм в создании орбитальной станции был настолько велик, что никто после окончания рабочего дня не спешил уходить домой. Когда работы по компоновке близились к завершению, Бугайский предложил построить…натурный макет станции. Для нас – бывших самолетчиков – то было вполне естественным, а вот для коллег из Подлипок – диковинным делом. Все силы опытного производства КБ бросили на макет, и двенадцать дней спустя натурный макет первой орбитальной станции был изготовлен. Принимали его министр Афанасьев, Феоктистов из ЦКБЭМ, директор завода Рыжих и наш руководитель Бугайский. Представлял макет Палло. На лицах Афанасьева и Феоктистова явно читалось изумление. Конечно, министру доложили, что теперь надо выпускать рабочие чертежи и отдавать их в производство. Тогда Афанасьев полушутя – полусерьезно заметил директору завода: «Михаил Иванович, присылайте на макет своих технологов, пусть снимают размеры, пишут технологию и собирают машину…»


В течение летних месяцев 1970 года КБ под руководством В.Н. Бугайского отправляло на производство конструкторскую документацию. Главный инженер завода Е.М. Купряков, главный технолог А.А. Тимм, да десятки руководителей других заводских подразделений иной раз сутками, а то и неделями не покидали территорию завода. 

 

К концу лета 1970 года вся конструкторская документация уже была на ЗИХе. Два имевшихся на заводе штатных корпуса военной станции «Алмаз» решили обратить в стендовые изделия будущей ДОС. Это позволило сэкономить время на проведение необходимых испытаний. Под «нулевую» летную станцию, которая получила индекс «17К», ЗИХу заказали новые корпуса с учетом конструкторских изменений.


В сентябре в сборочный цех №22 начали поступать «подсборки».


В ночь на 1 октября из агрегатно-сварочного цеха №3 на сборку передали гермокорпус станции. Утром в сборочный цех приехал министр, спросил у директора завода Рыжих и главного инженера Купрякова: сможете ли собрать станцию за… 45 суток? На что начальник сборочного цеха В.Н. Сливин предложил на первый взгляд «дикое», но простое решение «…остановить на весь октябрь сборку планового носителя, «Протона», ведь и в цехе, и на полигоне уже был задел готовых ракет, сборку станции вести круглые сутки в две смены, обеспечить дополнительную оплату труда, наладить круглосуточное горячее питание, тогда, глядишь, и управимся».


И работа началась: рабочие и мастера самоотверженно трудились круглые сутки, в цехе неотрывно находились ведущие конструкторы нашего КБ во главе с Владимиром Палло, из Подлипок практически переехали в цех ведущие из ОКБ-1: Арвид Палло, Валерий Рюмин, Юрий Семенов. Возникавшие технические вопросы тут же решались с помощью Феоктистова.15 ноября 1970 года ДОС-1 была направлена в Подлипки, в ЦКБЭМ, на контрольные испытания.


В феврале 1971 года станция была отправлена на космодром, а 19 апреля 1971 года с помощью ракеты-носителя «Протон-К» ДОС-1 была выведена на орбиту и получила название «Салют-1».


Интересна история названия первой станции. Первоначально ДОС-1 планировалось именовать «Зарей», но, узнав, что такое же название уже носит летающий спутник Китая, перед стартом станцию было решено именовать «Салют». Это название и закрепилось за всеми последующими станциями данного типа.


Первому экипажу в составе В. Шаталова, Е. Елисеева и Н. Рукавишникова, стартовавшему 23 апреля 1971 года на корабле «Союз-10», полностью состыковаться со станцией не удалось – не произошла «стяжка» корабля и станции до образования внутреннего герметичного перехода. Экипаж облетел станцию, сфотографировал стыковочный узел и возвратился на Землю. Срочно были проведены дополнительные наземные испытания стыковочных узлов и серия интенсивных тренировок космонавтов. Специалисты дали «добро» на второй полет.

 

Второй экипаж в составе Г. Добровольского, В. Волкова и В. Пацаева, стартовавшего 6 июня 1971 года на корабле «Союз-11», 7 июня успешно состыковался с «Салютом-1». На орбите начала работать первая в мире пилотируемая орбитальная станция с первым экипажем на борту.


Первая долговременная орбитальная станция находилась на орбите 176 суток, из которых 22 суток на ней находился экипаж Г. Добровольского. Из-за гибели экипажа при спуске космического корабля «Союз-11» дальнейший полет станции «Салют -1» проходил в беспилотном режиме.


За период эксплуатации ДОС «Салют» с 1971 по 1986 год подверглись изменениям не только бортовые системы станций, но и сам корпус. После неудачных запусков еще нескольких станций первого поколения был проведен анализ выполнения работ и причин отказов и аварий, пересмотрены и ужесточены многие требования на создание космических кораблей, орбитальных пилотируемых станций и ракет-носителей, проведено множество контрольных расчетов, вновь испытано большинство элементов, механизмов и аппаратуры.


Облик ОПС претерпел также значительные изменения. Но, самое главное, появился второй стыковочный узел. Это нововведение коренным образом изменило всю тактику использования ОПС. Наличие двух стыковочных узлов позволило иметь на борту помимо пилотируемого корабля «Союз» транспортный корабль снабжения, доставляющий на станцию расходные материалы и необходимую аппаратуру. В случае необходимости, ко второму стыковочному узлу мог подойти еще один КК «Союз» с экипажем или корабль-спасатель.


В новых условиях длительность полета ОПС стала определяться не запасом расходуемых материалов на борту станции, а числом стыкуемых грузовых кораблей, сроком работоспособности систем станции и допустимым временем работы человека в условиях орбитального полета.


Для обеспечения регулярного грузопотока, помимо грузового корабля «Прогресс», доставлявшего на борт до 2,1 т полезного груза, специалистами филиала №1 ЦКБМ (ныне КБ «Салют» ГКНПЦ им. М.В. Хруничева) была создана серия транспортных кораблей снабжения 20-тонного класса («Космос-929, - 1267, - 1443 и т.д.), способных доставлять на орбиту до 10 т полезного груза каждый.


Кроме того, следует отметить, что все станции серии «Салют» и транспортные корабли снабжения (ТКС) выводились на орбиту ракетами-носителями «Протон», разработанными и изготовленными в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.


Большой опыт, накопленный в процессе создания и эксплуатации орбитальных станций «Салют» и плодотворное совместное сотрудничество, позволил специалистам ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и РКК «Энергия» разработать и изготовить орбитальные модули для космических станций нового поколения – «Мир» и МКС.



Последние статьи:

21.03.2019Генеральный директор Государственного космического научно-производственного центра им М.В.Хруничева Хруничева дал интервью газете “Ъ”
30.11.2018РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «РОКОТ» НА КОСМОДРОМЕ ПЛЕСЕЦК
14.09.2018В КАЖДОМ ЦЕХЕ ЕСТЬ ТАЛАНТЫ, НАДО ИХ ВЫЯВИТЬ
05.03.2018К 90-летию со дня рождения Владимира Константиновича Карраска
22.04.2016Главный проектант ОКБ-23 (с 1985г. КБ «Салют»)
05.04.2016115 лет со дня рождения Михаила Васильевича Хруничева
08.12.2015Все минувшие - близко
16.07.201516 июля исполняется 50 лет cо дня первого пуска ракеты-носителя «Протон»
05.05.2015Лицом к лицу с войной
21.04.2015«Этот день мы приближали, как могли».ФАРМ-22
Правительственные награды
Пресс-релизы
Новости партнеров и филиалов
Meждународные проекты
АО «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева»
121309, Москва, ул. Новозаводская, 18
Департамент по управлению делами предприятия.
Бюро делопроизводства «Головной Офис».
Телефон: (499) 749-99-34
Факс: (499) 749-51-24