На главную
На главную
English Карта сайта На главную Контакты
Прошедшие запуски
Дата: 30 мая 2019
Ракета-носитель: Протон-М
КА: Ямал-601
Место старта: Байконур

Дата: 13 июля 2019
Ракета-носитель: Протон-М
КА: Спектр-РГ
Место старта: Байконур

Предстоящие запуски
Дата:
Ракета-носитель:
КА:
Место старта:

Актуальный репортаж

В КАЖДОМ ЦЕХЕ ЕСТЬ ТАЛАНТЫ, НАДО ИХ ВЫЯВИТЬ

14.09.2018

 

85 лет назад в сентябре трагически погиб в авиационной катастрофе  Сергей Петрович Горбунов – тридцатиоднолетний директор авиационного завода № 22 в Филях. Талантливый человек, признанный коллективом руководитель, один из организаторов авиационной промышленности,  кавалер орденов  Ленина и Красной Звезды. С. П. Горбунов оставил яркий след в истории завода и отечественного авиастроения.

 

В 1925 году правительством стра­ны приняло решение об ор­ганизации работ в авиастроении и создании новых самолетов своими силами. Во исполнение этого реше­ния в Филях на базе предприятия, где раньше собирали концессион­ные «Юнкерсы», в 1927 году был образован авиационный завод № 7 (через несколько месяцев завод получил новый номер «22»). К тому времени группа специалистов ЦАГИ под руководством Андрея Николаевича Туполева спро­ектировала цельнометаллический самолет-разведчик АНТ-3 (Р-3). Мелкосерийное производство АНТ-3 развернули на московском авиазаводе № 5 «Само­лет» (с 1927 года — завод № 25), которым руководил Федор Сергее­вич Малахов. Для реализации крупносерий­ного выпуска новых самолетов была нужна более масштабная производственная площадка. По­этому Совет Тру­да и Обороны принял  решение о создании первенца отечественного  авиастроения - Государственного авиацион­ного завода № 7 (через несколько месяцев завод получил новый но­мер «22», а затем и имя — «Х-летия Октября»). Завод №22 был образован  в 1927 году на базе предприятия в Филях, где раньше  собирались концессионные нные «Юнкерсы», и завода № 5. Первым директором завода  был Ф.С.Малахов.

 

.Двадцатипятилетний выпускник Военно-воздушной академии РКК Сергей Горбунов  пришел на завод №22  начальником заводского технического бюро.  На фото слева:  Сергей Петрович Горбунов (1902-1933).

 

  Еще во время учебы в Академии были замечены  его блестящие способности. В  1929 году Горбунова назначили  главным инженером,  затем в 1930 году стал техническим директором,  а с 1931 по 1933 год  работал  директором завода.  Директора знали в лицо практически все заводчане. По утрам он обычно оббегал,  а не обходил,  большинство цехов завода и со свежей информацией начинал свой рабочий день.

 

Конец 1920-х –начало 1930 –х годов было временем становления отечественного авиастроения,  создания заводов-гигантов. Практически все приходилось начинать с чистого листа:  от  проектирования заводских цехов,  до разработки технологических процессов и подготовки кадров. По мнению коллег, Горбунов мог стать выдающимся авиаконструктором,  но,  стремление  к активной организаторской деятельности взяло верх. Дни и ночи он проводил на заводе, разрабатывал планы капитальной реконструкции и нового строительства. В те годы не было многочисленных проектных институтов. Горбунов вместе с директором Малаховым и небольшой группой энтузиастов сами проектировали авиационный завод-гигант. С именем Горбунова связывают внедрение многих новаторских для самолетостроения решений: поточного производства, цехов с замкнутым циклом, лабораторных проверок новых технологий. Горбунов создал богато оснащенную общезаводскую лабораторию, цеховые испытательные стенды, регулярно проводил конференции по качеству с представителями воинских частей.

 

 В начале 1930-х годов завод №22 уже был крупнейшим  в  стране и в Европе авиационным предприятием. В заводских цехах производили опытные образцы и крупные серийные партии цельнометаллических самолетов,  спроектированных коллективом конструкторского бюро А.Н.Туполева. При  непосредственном участии С.П.Горбунова  завод освоил серийное производство  нескольких типов самолётов:  АНТ-3, двухмоторных бомбардировщиков АНТ-4,  истребителей типа АНТ-5. На самолете АНТ-4 «Страна Советов» в 1929 году был совершен перелет Москва – Нью-Йорк – Москва, продемонстрировавший всему миру достижения советского авиастроения и мастерство  советских летчиков. Пять лет спустя именно на АНТ-4 Анатолий Ляпидевский вывез женщин и детей, участвовавших в экспедиции парохода «Челюскин», затонувшего в Северном-Ледовитом океане.

 

Летом 1929 года завод № 22 в Филях начал серийно выпускать АНТ-9 (ПС-9) — первый отечествен­ный магистральный пассажирский самолет, рассчитанный на перевоз­ку 9 пассажиров. Опытный образец АНТ-9 был построен в рекордно короткий срок – всего за 4,5 месяца, а затем был выставлен на Красной площади, как символ могущества отечественного авиастроения. В 1931 году,  когда Сергей Горбунов стал директором, завод № 22 осваивал в серийном производстве очередной самолет А. Н. Туполева — «воздушный крейсер», торпедоносец АНТ-7 (Р-6), представлявший собой фактически уменьшенный вариант АНТ-4 (ТБ-1).Самолет впоследствии строился на нескольких отечественных авиазаводах в различных модификациях, в том числе и для гражданского воздушного флота.

 

Однако главным делом для нового директора был на тот момент серийный выпуск тяжелого 4-х моторного бомбардировщика ТБ-3 (АНТ-6).  Под его руководством с этой задачей завод справился всего за 14 месяцев. В начале 1932 года первая серийная машина поднялась в воздух, а во время первомайской демонстрации девятка воздушных гигантов прошла над Красной площадью. Производство ТБ-3 (АНТ-6) стало не только выдающимся успехом филевского авиазавода, но и одним из главных символов достижений советской  авиапромышленности. В августе 1933 за «освоение строительства специальных типов тяжелых самолетов и хорошую организацию работы» завод был награжден своей первой высшей государственной наградой — орденом Ленина.

 

Темпы развития авиационной промышленности сдерживались острым дефицитом кадров. Новые цеха сдавались «под ключ»,  а работать там было некому. На завод ежедневно поступало  несколько десятков сотрудников,  но их низкая квалификация привела к резкому падению качества и производительности труда. Кадровую проблему  необходимо было решать небывалыми темпами. Молодой директор принял решение  растить собственные кадры из числа талантливых  молодых рабочих и организовать на заводе собственную систему подготовки руководящих кадров. «Я не хочу иметь дело с безликой молодой массой и крикливыми секретарями цеховых ячеек, — говорил Горбунов. — В каждом цехе есть таланты, надо их выявить. Они должны быть примером по производительности, рационализации и качеству. Пусть молодых убеждают молодые. После работы надо задержать как можно больше людей в школах технической учебы. Найти и показать людей, которые вчера еще ничего не умели, а сегодня стали мастерами своего дела, ударниками».

 

На заводе началась активная работа по выявлению такой молодежи, были созданы школы технического обучения для рабочих. Сергей Горбунов намеревался создать при заводе высшее техническое учебное заведение (ВТУЗ),  чтобы способные сотрудники,  имеющие среднее образование,  смогли получить высщее без отрыва для производства.

 

Он оказывал всяческую поддержку созданному при заводе аэроклубу, в котором получили подготовку многие будущие летчики, бывшие в то время работниками завода. Среди них  — Герои  Советского Союза Алексей Годовиков и Петр Самохин;   Герой Российской Федерации ( присвоено посмертно в 1993 г.)  Екатерина . Буданова, Афанасий Соколов, и другие.

 

В целом Горбунов сумел создать благоприятный производственный и творческий климат. В результате завод № 22 выполнил первую пятилетку за 2,5 года.

 

5 сентября 1933 года Сергей Петрович Горбунов вместе с группой руководителей авиапромышленности и гражданской авиации погиб в авиакатастрофе под Подольском.

 

После трагической гибели С. П. Горбунова коллектив завода обратился в правительство (Совнарком) с просьбой увековечить его имя. Так завод № 22 получил имя С. П. Горбунова. В ноябре 1941 года завод эвакуировали в Казань и разместили на территории Казанского  авиазавода № 124.  В Филях на базе одного из цехов эвакуированного завода были созданы  фронтовые авиаремонтные мастерские (ФАРМ-22).  17 декабря 1941 года вышло постановление Государствен­ного Комитета Обороны об организации на филевской  производственной площадке авиационного завода,  который получил номер «23»  (ныне – Ракетно-космический завод ГКНПЦ  им. М.В.Хруничева).  В тоже время эвакуированный за­вод № 22, объединенный с заводом № 124 стал Казанским авиацион­ным заводом № 22 имени С. П. Гор­бунова (ныне – Филиал ПAO «Туполев»).

 

Также именем Сергея Петровича Горбунова назвали одну из улиц на западе Москвы и Дом культуры в Филях, строительство которого он начал.

 

  

 

1928 г.  Профсоюзный актив завода. В первом ряду, сидят слева направо:  секретарь  парткома Аралов В.А., Горбунов  С.П., Титов З.М. 

 

Слушатели заводской лётной школы занимались без отрыва от производства 1931-1934. Многие проявили в годы ВОВ чудеса мужества и героизма.

 

Фото: Музей истории ГКНПЦ им. М.В.Хруничева



Последние статьи:

21.03.2019Генеральный директор Государственного космического научно-производственного центра им М.В.Хруничева Хруничева дал интервью газете “Ъ”
30.11.2018РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «РОКОТ» НА КОСМОДРОМЕ ПЛЕСЕЦК
14.09.2018В КАЖДОМ ЦЕХЕ ЕСТЬ ТАЛАНТЫ, НАДО ИХ ВЫЯВИТЬ
05.03.2018К 90-летию со дня рождения Владимира Константиновича Карраска
22.04.2016Главный проектант ОКБ-23 (с 1985г. КБ «Салют»)
05.04.2016115 лет со дня рождения Михаила Васильевича Хруничева
08.12.2015Все минувшие - близко
16.07.201516 июля исполняется 50 лет cо дня первого пуска ракеты-носителя «Протон»
05.05.2015Лицом к лицу с войной
21.04.2015«Этот день мы приближали, как могли».ФАРМ-22
Правительственные награды
Пресс-релизы
Новости партнеров и филиалов
Meждународные проекты
АО «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева»
121309, Москва, ул. Новозаводская, 18
Департамент по управлению делами предприятия.
Бюро делопроизводства «Головной Офис».
Телефон: (499) 749-99-34
Факс: (499) 749-51-24