На главную
На главную
English Карта сайта На главную Контакты
Прошедшие запуски
Дата: 30 мая 2019
Ракета-носитель: Протон-М
КА: Ямал-601
Место старта: Байконур

Дата:
Ракета-носитель:
КА:
Место старта:

Предстоящие запуски
Дата: 21 июня 2019 г.
Ракета-носитель: Протон-М
КА: Спектр РГ
Место старта: Байконур

Актуальный репортаж

Главный проектант ОКБ-23 (с 1985г. КБ «Салют»)

22.04.2016

 

Л.Л.Селяков - выдающийся авиаконструктор,

Лауреат Государственной

Ленинской премий

22 апреля 2016 года исполняется 100-лет со дня рождения ближайшего соратника В.М.Мясищева, русского самородка Леонида Леонидовича Селякова (1916-2002 гг.).

 

О Л.Л. Селякове можно справедливо сказать, что он и как личность, и как высококвалифицированный специалист во многом сделал себя сам, имея за плечами только профессиональную подготовку в объеме техника. Но, обладая аналитическим умом, постоянно занимался самообразованием, получал уникальный опыт практической работы на различных должностях, начав с работы рядовым конструктором в бригаде проектирования крыла.

 

До прихода в ОКБ-23 он работал в авиационной промышленности: в ЦАГИ, в различных ОКБ и на заводах. Как инженер, карьеру начал под руководством Главного конструктора В.Н. Беляева (специалиста по аэродинамике и прочности) и вырос до его заместителя. Затем работал под руководством В.М. Петлякова, в КБ А.С. Яковлева, В.М. Мясищева и А.Н. Туполева.

 

Особенно он ценил периоды работы с В.М. Мясищевым, которого считал своим учителем. Впервые вместе они начали работать в 1943 году, когда В.М.Мясищев был назначен руководителем ОКБ-22 при авиазаводе в Казани (после гибели В.М. Петлякова), где уже работал Л.Л. Селяков. Они продолжили работы над созданием и совершенствованием самолётов: дальнего высотного бомбардировщика ДВБ-102 (для которого требуемый мотор так и не был разработан) и модификациями Пе-2 (особенно удачной была модификация Пе-2И «Москито»).

 

 

Вот, что Л.Л. Селяков сам пишет об этом: «Мне очень повезло в жизни, что пришлось многие годы работать под непосредственным руководством Владимира Михайловича Мясищева, быть его "правой" рукой, непосредственным исполнителем его передовых идей, иногда казавшихся фантастическими, воплощать их сначала в проекты, а затем всем дружным коллективом превращать в "живой" летающий объект».В.М.Мясищев и Л.Л.Селяков были авиационными конструкторами-новаторами, профессионально занимались созданием тяжелых бомбардировщиков, опираясь на научно-технический потенциал страны, отвечая на внешние вызовы, всегда ставили своей задачей создание максимально эффективных, приоритетных образцов авиационной техники.

 

А так как тогда на Западе лидером военного и гражданского тяжелого самолетостроения была американская фирма Боинг, то именно с ней и велось негласное, престижное соревнование. Исторически это были периоды создания фирмой Боинг широко известных бомбардировщиков В-29, В-52, В-70.

 

В начале 1945 года в Москве на базе центральных ремонтных мастерских ГВФ создаётся ОКБ-482. Генеральным конструктором назначается В.М. Мясищев, ответственным за проектные работы,- Л.Л. Селяков. Здесь и был создан проект первого в СССР турбореактивного бомбардировщика РБ-17 (с двигателем РД-10), по достоинству оцененный в высших инстанциях. В ОКБ-482 также были созданы проекты дальних высотных бомбардировщиков ДВБ-202 и -302. Они были лучше аналогичного американского проекта бомбардировщика В-29, который в США уже серийно строился. В августе 1945 года с В-29 были сброшены атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Отсутствие в ВВС СССР дальнего высотного бомбардировщика становилось опасным. В правительстве встал вопрос: создавать свои самолёты или скопировать В-29.

 

Создать свой самолёт, используя разработки В.М. Мясищева, требовало больших временных затрат. К тому же в авиапромышленности имелись определенные отставания в создании современного авиационного оборудования. Поэтому, по прямому указанию И.В. Сталина в ВВС СССР поставят на вооружение ТУ-4, полностью скопированный с бомбардировщика В-29 в ОКБ А.Н. Туполева. Л.Л. Селяков считал это решение правильным, так как оно позволило ликвидировать существенное отставание СССР. В связи с изменением ситуации в 1946 году ОКБ-482 было ликвидировано, В.М.Мясищев направлен в МАИ на преподавательскую работу, а Л.Л. Селяков перешёл на работу, в ОКБ А.С. Яковлева. Там он занимался разработкой турбореактивных самолётов-истребителей (особенно из них известен ЯК-25 – скоростной высотный истребитель-перехватчик).

 

Следующий этап противостояния с фирмой Боинг и призыв В.М.Мясищева и Л.Л.Селякова состоялся, когда в США начал строиться стратегический реактивный бомбардировщик В-52 – носитель ядерного оружия.

 

24 марта 1951 года Постановлением правительства было организовано ОКБ-23 В.М. Мясищева. Новому коллективу поручалось спроектировать и построить стратегический реактивный бомбардировщик с дальностью полета не менее 12000 км.

 

 В апреле 1951 года Л.Л. Селяков переводится в ОКБ-23 и сразу же приступает к проектированию будущего стратегического бомбардировщика М-4, занимая в команде В.М.Мясищева одно из ведущих мест – его заместителя и руководителя проектного комплекса. За неполные два года новому ОКБ удалось создать первоклассный турбореактивный стратегический бомбардировщик. Стратегический паритет с американским бомбардировщиком В-52 был достигнут.

 

М-4 был запущен в серию, затем модернизирован (самолет 3М), поставлен на вооружение в ВВС СССР и длительное время составлял основу нашей стратегической ударной авиационной мощи. За работы по семейству самолетов М-4 и 3М группе работников ОКБ, в том числе и Л.Л. Селякову была присуждена Ленинская премия, тогда же он получил орден Ленина.

 

Начиная с 1952 года, в ОКБ-23 начались работы над межконтинентальными сверхзвуковыми стратегическими бомбардировщиками. Во многом благодаря Л.Л. Селякову, к середине 50-х годов уже сложился облик сверхзвукового тяжелого межконтинентального самолета (М-50). В его проектировании нашли применение многие основные принципы создания тяжелых сверхзвуковых самолетов, часть из которых не потеряли своей актуальности и до настоящего времени.

 

М-50 был построен в опытном экземпляре, начал проходить испытания, но в 1960 году ОКБ-23 было перепрофилировано на ракетную тематику. Был отправлен в архив "портфель" с целой серией перспективных проектов, в том числе проект создания стратегической авиационной системы М-56. В неё входил ударный стратегический самолет-ракетоносец М-56К и разведчик М-56Р. В США тогда, фирмой Боинг, разрабатывался подобный проект самолета В-70. Фирма «Боинг», с которой тогда конкурировало ОКБ 23, и сегодня продолжает плодотворно работать, завоевывая признание и почет всего цивилизованного мира.

 

После переориентации ОКБ-23 и назначении нового руководителя, В.М.Мясищев был назначен директором ЦАГИ, а Л.Л. Селяков перешел на работу в ОКБ А.Н.Туполева. Больше этот талантливый тандем, эти два авиационных корифея вместе уже никогда не работали.

В ОКБ А.Н. Туполева Л.Л. Селяков возглавлял работы над самолетами Ту124 и Ту124А. С 1976 года он - Главный конструктор по самолету Ту134. В ноябре 1972 года за создание самолета Ту134 и его модификаций группе создателей самолета Ту134 была присуждена Государственная премия, в числе награжденных были А.Н.Туполев и Л.Л.Селяков.

 

Помимо работ по Ту134, в 70-ые годы Л.Л.Селяков участвовал в поисках и разработках проектов по перспективным дозвуковым пассажирским самолетам, эти работы привели в 80-ые годы к созданию современного средне-магистрального самолета Ту-204.

Леонид Леонидович жил авиацией. Работа в отечественном авиапроме на руководящих и ответственных постах сделали Л.Л. Селякова бойцом, иногда весьма жестким руководителем, бескомпромиссным анализатором, но не сумели сделать из него холодного чиновника. Он всегда был заинтересованным к своему окружению человеком.

 

Если обстоятельства требовали от него принятия ключевых решений, от которых во многом зависели судьбы людей, работавших с ним, и дело, которому он служил, Л.Л. Селяков всегда был готов взвалить на свои плечи всю меру тяжелой ответственности. В 90-е годы он публикует несколько книг и очерков. Они написаны пером искренним и бескомпромиссным, во многом они спорны, но характеризуют их автора как человека свободного, критически мыслящего и заставляют задуматься о судьбах нашей авиации.

 

Умер Леонид Леонидович в 2002 году. Память об этом неординарном человеке и талантливом авиаконструкторе осталась в сердцах всех, кому посчастливилось с ним работать. В год 65-летия КБ «Салют» и 100-летия со дня рождения Л.Л. Селякова мы вспоминаем о нём с чувством глубокой благодарности, за тот опыт и вклад, который он вложил в развитие и становление ОКБ-23 (будущего КБ «Салют») и нашего инженерного коллектива.

.

                                                                                                                                       Э.Т. Радченко

C 1993 до 2013 гг. заместитель генерального конструктора КБ «Салют»

по пилотируемым космическим комплексам.

 

Самолет М-4 на авиабазе в г. Энгельсе

 

Стратегический бомбардировщик 3М

на стоянке ЛИ и ДБ  в г. Жуковском

 

 

 

  

Самолет М-50А на аэродроме завода № 23

 



Последние статьи:

21.03.2019Генеральный директор Государственного космического научно-производственного центра им М.В.Хруничева Хруничева дал интервью газете “Ъ”
30.11.2018РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «РОКОТ» НА КОСМОДРОМЕ ПЛЕСЕЦК
14.09.2018В КАЖДОМ ЦЕХЕ ЕСТЬ ТАЛАНТЫ, НАДО ИХ ВЫЯВИТЬ
05.03.2018К 90-летию со дня рождения Владимира Константиновича Карраска
22.04.2016Главный проектант ОКБ-23 (с 1985г. КБ «Салют»)
05.04.2016115 лет со дня рождения Михаила Васильевича Хруничева
08.12.2015Все минувшие - близко
16.07.201516 июля исполняется 50 лет cо дня первого пуска ракеты-носителя «Протон»
05.05.2015Лицом к лицу с войной
21.04.2015«Этот день мы приближали, как могли».ФАРМ-22
Правительственные награды
Пресс-релизы
Новости партнеров и филиалов
Meждународные проекты
АО «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева»
121309, Москва, ул. Новозаводская, 18
Департамент по управлению делами предприятия.
Бюро делопроизводства «Головной Офис».
Телефон: (499) 749-99-34
Факс: (499) 749-51-24