На главную
На главную
English Карта сайта На главную Контакты
Прошедшие запуски
Дата: 30 мая 2019
Ракета-носитель: Протон-М
КА: Ямал-601
Место старта: Байконур

Дата: 13 июля 2019
Ракета-носитель: Протон-М
КА: Спектр-РГ
Место старта: Байконур

Предстоящие запуски
Дата:
Ракета-носитель:
КА:
Место старта:

Актуальный репортаж

16 июля исполняется 50 лет cо дня первого пуска ракеты-носителя «Протон»

16.07.2015

16 июля 1965 года состоялся первый пуск ракеты УР-500 в двухступенчатом варианте с научной космической станцией «Протон-1» весом в 12 тонн, наименование которой впоследствии закрепилось и за ракетой-носителем.

 

Задание на проектирование РН “Протон” было получено от Правительства в 1962 году. Однако поисковые работы по созданию ракеты-носителя тяжелого класса (внутренний шифр УР-500 - универсальная ракета со стартовым весом порядка 500 тонн) начались уже во второй половине 1961 года под руководством В.Н.Челомея.

 

В соответствии с Постановлением Правительства ракета проектировалась не только как носитель космических аппаратов различного назначения, но и как мощная боевая баллистическая ракета, но уже в ходе создания РН первоначальное задание было изменено - вариант использования ракеты как боевой был снят с разработки. На завершающем этапе работ ракета создавалась исключительно как носитель космических аппаратов.

 

Проектирование и производство ракеты подобного класса в нашей стране велось впервые и ряд решений по УР-500, например, компоновочная схема I ступени, не имели и не имеют аналогов ни в отечественной, ни в зарубежной практике.

 

В основу компоновки ракеты-носителя был положен принцип обеспечения транспортировки частей ракеты на космодром железнодорожным транспортом с выполнением минимального объема сборочных работ на техническом комплексе. Возможность провоза максимального габарита определила выбор диаметра центральных блоков ракеты (4100 мм).

 

Накопленный заводом имени М.В.Хруничева и ОКБ-52 опыт при создании МБР (межконтинентальных баллистических ракет) отразился в выборе высококипящих компонентов топлива - азотный тетраксид (АТ) и нессиметричный диметилгидразин (НДМГ), что упрощало, облегчало и удешевляло конструкцию и изготовление ракеты и способствовало быстрому повышению надежности. В основу второй и третьей ступеней были положены первая и вторая ступени освоенной и испытанной МБР “УР - 200” с увеличенным объемом баков. Для первой ступени в КБ академика В.П. Глушко был создан самый мощный в то время двигатель с “земной” тягой -150т, с дожиганием генераторного газа в камере сгорания. Это в значительной мере обеспечило “Протону” и его модификациям соответствие растущим требованиям на протяжении 50 лет.

 

В начальный период производства ракеты возникли большие трудности, вызванные применением в конструкции нового, мало исследованного высокопрочного материала АЦМ. Готовые емкости из этого непластичного металла не выдерживали статических испытаний. Отмечались даже случаи их самопроизвольного разрушения во время длительного хранения. В связи с этим сплав был заменен на высокопластичный материал АМГ-6, хотя это и вызвало утяжеление изделий.

 

Об интенсивности проектных работ на этапе заявки основных решений говорит тот факт, что уже в январе 1962 года была выбрана и одобрена компоновочная схема I ступени, практически соответствующая нынешней.

 

О темпах разработки ракеты-носителя УР-500 говорит также план работ, утвержденный в апреле 1961 г.: разработка и согласование технического задания - с января по декабрь 1961 г.; разработка аванпроекта - с 1марта 1961 г. по 30 июня 1962 г.; изготовление макета - с 1 октября 1961 г. по 30 июня 1962 г.; разработка и предъявление эскизного проекта с проведением необходимого объема экспериментальных работ - с 1июля 1962 г. по 30 декабря 1962 г. Впоследствии указанные сроки были уточнены постановлением Правительства, в котором проведение летно космических испытаний было намечено на 1965 год.

 

Прежде для задач выведения КА применялись доработанные боевые ракеты. В связи с тем, что новая ракета создавалась исключительно как носитель космических аппаратов, потребовались некоторые изменения, которые коснулись II и, в основном, III ступени.

 

Чтобы ускорить начало полетов, было принято решение приступить в 1965 году к пускам ракеты в двухступенчатом варианте.

 

16 июля 1965 года состоялся первый пуск двухступенчатого варианта УР-500. С первых же испытательных полетов вместо традиционного балласта были выведены на околоземные орбиты тяжелые космические аппараты “Протон” для исследования космических излучений. В дальнейшем, попав в печать, это название закрепилось и за самой ракетой и за всеми её модификациями и модернизациями.

 

После первых четырех пусков “Протона”, проведенных для ускорения испытаний в двухступенчатом варианте, было принято решение о создании на его основе космического носителя тяжелого класса с увеличением стартовой массы до 700 тонн –УР-500 К. Он используется в двух вариантах; трехступенчатом и четырехступенчатом, где роль четвертой ступени играет разгонный блок.

 

Первая трехступенчатая ракета УР-500К с разгонным блоком Д стартовала 10 марта 1967 года с космическим аппаратом «Космос-146». Эта дата считается днем рождения РН «Протон-К».

Трехступенчатый «Протон-К» использовался для выведения полезной нагрузки на низкие орбиты, четырехступенчатый - для выведения космических аппаратов на высокоэнергетические орбиты (в том числе на ГПО, ГСО и отлетные траектории).

 

В 1978 году ракета-носитель «Протон-К» совместно с техническим и стартовым комплексами была принята в серийную эксплуатацию. В создании космического ракетного комплекса «Протон» участвовали сотни предприятий и заводов.

 

С 1967 года «Протон-К» вывел на орбиту около 50 типов космических аппаратов. Среди них космические аппараты серии «Космос», «Экран», «Радуга», «Горизонт», аппараты для исследования Луны, Марса, Венеры и кометы Галлея.

 

«Протон-К» доставил на орбиту первую в мире долговременную орбитальную станцию «Салют-1» и все последующие станции этой серии, ДОС «Алмаз», все модули для первой орбитальной станции «Мир», изготовленные в России модули «Заря» и «Звезда» для Международной космической станции, а также, тяжелые космические аппараты связи.

 

Космическими аппаратами, запущенными «Протоном-К», осуществлен целый спектр программ народно-хозяйственного, научного и оборонного значения. Развернута единая система спутниковой связи на базе космических аппаратов «Радуга», «Экран», «Горизонт», «Экспресс».

 

Именно «Протон-К» активно использовался для выведения на орбиту космических аппаратов глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.

 

Благодаря уникальным тактико-техническим характеристикам, высокому коэффициенту надежности и рентабельности, «Протон-К» стал первой российской ракетой-носителем, которая привлекала внимание иностранных заказчиков.

 

Первый коммерческий пуск РН «Протон-К» состоялся 9 апреля 1996 года с европейским геостационарным спутником связи Astra 1F. Всего было осуществлено 32 коммерческих пуска «Протон–К». Последний коммерческий пуск с использованием «Протон-К» состоялся 06 июня 2003 года со спутником АМС-9.

 

Российско-американское предприятия International Launch Services Inc.,созданное в 1995 году, предоставляет пусковые услуги РН «Протон» операторам коммерческих спутниковых систем по всему миру. С 1996 года в рамках контрактов, заключенных ILS, осуществлен 71 коммерческий пуск РН «Протон».

 

Всего же, с 1965 года по сегодняшний день, за всю историю существования различных модификаций ракеты-носителя «Протон» было осуществлено свыше 400 пусков.

 

С  2001  года разработана и  эксплуатируется  модернизированная  ракета-носитель «Протон-М» с новой   системой управления, более высоким, чем у «Протон-К» уровнем эксплуатационных и экологических характеристик.

 

Современная цифровая система  управления  и  применение  в  составе  РН  «Протон-М»  разгонного  блока «Бриз-М» существенно расширяют спектр достижимых орбит (обеспечивает пространственный маневр на активном участке полета и расширяет диапазон возможных наклонений и орбит). «Протон-М»/«Бриз-М» впервые стартовал 7 апреля 2001 года.

 

После введения в эксплуатацию в 2001 году РН «Протон-М» прошла несколько этапов модернизации с   целью  повышения эффективности носителя.  В настоящее время  РН «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» способна вывести на геопереходную орбиту полезную нагрузку массой свыше 6 тонн, а непосредственно на геостационарную орбиту - до 3, 7 тонн.

 

Для модернизированного носителя разработаны более легкие и объемные головные обтекатели. Это позволяет  значительно  увеличить объем для размещения полезной нагрузки, осуществлять групповые запуски спутников различного типа.

 

Повышена надежность носителя за счет использования современной элементной базы системы управления. Использование цифровой системы управления позволяет оперативно вводить полетное задание, автоматизировать предстартовую подготовку и телеметрические измерения.

 

Производство и эксплуатация  ракеты «Протон-М» будет продолжаться  в ближайшие 10 лет. К 2025 году планируется  полностью заменить «Протон» экологически чистой ракетой-носителем модульного типа «Ангара-А5», созданной ГКНПЦ  им .М.В.Хруничева в кооперации с предприятиями российской космической отрасли. 



Последние статьи:

21.03.2019Генеральный директор Государственного космического научно-производственного центра им М.В.Хруничева Хруничева дал интервью газете “Ъ”
30.11.2018РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «РОКОТ» НА КОСМОДРОМЕ ПЛЕСЕЦК
14.09.2018В КАЖДОМ ЦЕХЕ ЕСТЬ ТАЛАНТЫ, НАДО ИХ ВЫЯВИТЬ
05.03.2018К 90-летию со дня рождения Владимира Константиновича Карраска
22.04.2016Главный проектант ОКБ-23 (с 1985г. КБ «Салют»)
05.04.2016115 лет со дня рождения Михаила Васильевича Хруничева
08.12.2015Все минувшие - близко
16.07.201516 июля исполняется 50 лет cо дня первого пуска ракеты-носителя «Протон»
05.05.2015Лицом к лицу с войной
21.04.2015«Этот день мы приближали, как могли».ФАРМ-22
Правительственные награды
Пресс-релизы
Новости партнеров и филиалов
Meждународные проекты
АО «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева»
121309, Москва, ул. Новозаводская, 18
Департамент по управлению делами предприятия.
Бюро делопроизводства «Головной Офис».
Телефон: (499) 749-99-34
Факс: (499) 749-51-24