На главную
На главную
English Карта сайта На главную Контакты
Прошедшие запуски
Дата: 30 мая 2019
Ракета-носитель: Протон-М
КА: Ямал-601
Место старта: Байконур

Дата: 13 июля 2019
Ракета-носитель: Протон-М
КА: Спектр-РГ
Место старта: Байконур

Предстоящие запуски
Дата:
Ракета-носитель:
КА:
Место старта:

Актуальный репортаж

«Этот день мы приближали, как могли».ФАРМ-22

21.04.2015

Эвакуация множества предприятий привела к значительному снижению производства новых боевых самолетов. Между тем уже к началу октября 1941 года в строевых авиачастях скопились около 2200 неисправных самолетов и 5570 моторов,  в частях дальней бомбардировочной авиации из 504 имеющихся на вооружении самолетов вышли из строя 216 машин.Чтобы хоть как-то выправить положение, Наркомат авиапромышленности резко увеличил число заводских бригад для полевого ремонта в частях действующей армии. К концу года на фронтах действовали 143 бригады, в которых трудились около тысячи прикомандированных к авиаподразделениям ремонтников.

 

Cледующим шагом стало создание на опустевших площадках эвакуированных предприятий Фронтовых авиаремонтных мастерских (ФАРМ). Только в Москве к 20 октября 1941 года уже действовали 15 таких мастерских, восстанавливающих самолеты,  моторы, винты, радиаторы, агрегаты, самолетное оборудование и вооружение. Архивные материалы свидетельствуют:в течение месяца, до 19 ноября, ФАРМы возвратили к жизни 70 боевых самолетов, 62 мотора, 32 винта, 164 радиатора,  87 бензобаков,  утилизировали и вторично использовали 130 тонн дюралюминия. Все это сделали 4876 рабочих.

 

В соответствие с приказом наркомата на базе опытного цеха №15 на заводе в  Филях сформировали ремонтные мастерские ФАРМ-22. На ФАРМе сразу образовали несколько участков,  где ремонтировали и четырехмоторные бомбардировщики ТБ-3, пикирующие бомбардировщики Пе-2, бомбардировщики СБ,ДБ-3 и импортные «Валти».

 

Группу электриков,  которую возглавила мастер  Лидия Козловская,  на ФАРМе называли «Девчатами». Сестры Беловы, Е.Леутова, А.Овечкина, Е.Трепетова,А.Трусова, Т.Тарасова, А.Левина, Городецкая, Пчелкина, Першина…Трудно представить,  как могли женщины вести монтаж, когда руки примерзли к примороженному металлу. А они справлялись и делали свою работу с отменным качеством.

 

Сергей Петров руководил своеобразным участком – летным полем. Сегодня его бы назвали командиром военно-воздушной базы. Доводить отремонтированные машины нужно было днем и ночью, и ночью,  причем на открытом всем ветрам и напастям аэродроме. Материальную часть и наземное оборудование нужно было укрывать  от налетов,  взлетно-посадочную полосу предстояло постоянно держать в полной боевой готовности,  хотя немцы поливали полосу бомбовым «дождиком». На западной оконечности полосы,  там, где сейчас расположены здания КБ «Салют»,  стоял полк истребителей МиГ-3,  прикрывающих Москву. Часто на филевскую пойму залетали ночные бомбардировщики У-2,  прославленные наши «кукурузники»,  и их нужно было обслуживать в любой час дня и ночи. 

 

Конечно,  всеобщим уважением пользовался летно-подъемный состав: летчики Грацианский и Соколков,  бортмеханик Золоторев. Грацианскому не смогли подобрать кобинезон и унты – Алексей Николаевич  был весьма крупногабаритный мужчина,  ведь все имущество лентой станции было отправлено в Казань во время эвакуации завода. Так и летал он в полушубке и валенках. Инженер Алексей Валиков возглавил на ФАРМе участок транспорта  или «транспортный цех»,  где никакого транспорта не было и в помине. Валиков со своими механиками и водителями отправился на линию фронта, где сумел подыскать брошенные немцами грузовики и перегнать их на Фили. Технологу Д.Вершинкину поручили создать снабженческий коллектив,  другими словами,  организовать склады,  наладить поиск и доставку материалов,  детали для  самолетов разных типов. 

 

Интересные люди собрались в той группе: Евгению Ивановичу Погоскому история когда-то уготовила роль летчика,  поднявшего в вохдух АНТ-1 – первый самолет туполевской конструкции; Трифон Максимович Башта станет одним из основоположников отечественной авиационной гидравлики. В группу входили Николай Суворов, В.Макаров, А.Щегловитов, А.Самбуров, Ф.Голубев. Стоя рядом с рабочими,  они одновременно выполняли роль конструктора,  технолога,  мастера.

 

Первая военная зима выдалась студеной. Сейчас можно удивляться,  как вообще могли работать люди в продуваемых цехах. Мастер Василий Никитич Лаушев с небольшой бригадой рабочих без чертежей,  без технологической документации, восстанавливал пневмогидроагрегаты разных типов. Рабочие сутками не уходили из мастерских,  спали возле печей-буржуек по 4-5 часов. На обыкновенных пнях они выделывали такие сложные профили обшивок, что даже видавшие виды специалисты диву давались.

 

Мастерские занимались не только ремонтом самолетов. На Филях наладили выпуск запасных частей и агрегатов,  наиболее востребованных на фронте. Довелось фармавцам участвовать и в строительстве оборонительных сооружений на Можайском направлении,  изготовлять по кооперации  с оружейниками детали для автоматов и минометов. ФАРМ просуществовали около шести месяцев и восстановили около 274 бомбардировщиков разных типов.

 



Последние статьи:

21.03.2019Генеральный директор Государственного космического научно-производственного центра им М.В.Хруничева Хруничева дал интервью газете “Ъ”
30.11.2018РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «РОКОТ» НА КОСМОДРОМЕ ПЛЕСЕЦК
14.09.2018В КАЖДОМ ЦЕХЕ ЕСТЬ ТАЛАНТЫ, НАДО ИХ ВЫЯВИТЬ
05.03.2018К 90-летию со дня рождения Владимира Константиновича Карраска
22.04.2016Главный проектант ОКБ-23 (с 1985г. КБ «Салют»)
05.04.2016115 лет со дня рождения Михаила Васильевича Хруничева
08.12.2015Все минувшие - близко
16.07.201516 июля исполняется 50 лет cо дня первого пуска ракеты-носителя «Протон»
05.05.2015Лицом к лицу с войной
21.04.2015«Этот день мы приближали, как могли».ФАРМ-22
Правительственные награды
Пресс-релизы
Новости партнеров и филиалов
Meждународные проекты
АО «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева»
121309, Москва, ул. Новозаводская, 18
Департамент по управлению делами предприятия.
Бюро делопроизводства «Головной Офис».
Телефон: (499) 749-99-34
Факс: (499) 749-51-24