На главную
На главную
English Карта сайта На главную Контакты
Прошедшие запуски
Дата: 31 июля 2020
Ракета-носитель: Протон-М
КА: "Экспресс-103"/"Экспресс-80"
Место старта: Байконур

Предстоящие запуски
Дата:
Ракета-носитель:
КА:
Место старта:

Актуальный репортаж

ЭКЗАМЕН ДЕРЖИТ ИЗДЕЛИЕ «НЖ»

25.06.2012

После успешного завершения испытаний и проверок изделие «НЖ» отправлено на космодром Плесецк.

Изделие «НЖ» - это полномасштабный электрически-заправочный технологический макет ракеты-носителя «Ангара» легкого класса со стыковочными элементами тяжелой ракеты. Состоит из универсального ракетного модуля первой ступени (УРМ-1), универсального модуля второй ступени (УРМ-2), имитатора полезной нагрузки (макет космического аппарата) и головного обтекателя (ГО). Здесь применен совершенно новый двигатель – РД-191, последняя разработка НПО «Энергомаш».

 

На «НЖ» установлены штатные системы: заправки и слива компонентов топлива УРМ-1 и УРМ-2, аварийного пожаротушения, терморегулирования и пожарной безопасности, телеметрии, отрывными (при старте) блоками электроснабжения и системой наземных измерений.

 

Наш собеседник - бывший заместитель начальника цеха № 22, а теперь заместитель начальника цеха № 70 Юрий Владиславович Моисеев, один из тех, кто непосредственно курирует весь нелегкий процесс изготовления изделия «НЖ». То, что создается ракета-носитель российской разработки для обеспечения пусков спутников с российского космодрома, ему очень по душе. По его словам, автономность эта жизненно необходима, так как в случае нештатных ситуаций в мире отпадает и зависимость от кого-либо.

 

- Юрий Владиславович, завершен огромный цикл работ по сборке изделия «НЖ». Это венец программы создания РН «Ангара»?

- Конечно. Событие, действительно, значительное. В течение продолжительного времени проводились подготовка этого изделия, его испытания в разных областях стендовых изделий – статические, динамические, электрические. Приятно осознавать, что в нашем Космическом центре успешно реализуется программа создания РН «Ангара».

Перед тем, как отправить это изделие в Плесецк, все агрегаты, баки и сухие отсеки прошли необходимые испытания, полностью подтвердившие надежность ракеты. Из этих стендовых изделий, в том числе и головного обтекателя, который тоже проходил статические испытания, собрано изделие «НЖ».

После заключительных электрических испытаний ракета была разобрана. Кстати, такая технологическая цепочка действует еще с советских времен: сначала изделие полностью собирается на территории завода-изготовителя, проводятся проверки всех систем, только после этого ракета разбирается, красится, а затем ее составные части готовятся к погрузке. На космодроме всё это собирается вновь. Получается, что ракета собирается дважды, но этим только лишний раз подтверждается надежность всех узлов, агрегатов, герметичности, электрических соединителей. То есть, происходит точное соблюдение всего технологического процесса, предусмотренного для летного изделия.

На космодроме особое внимание будет уделено работе узлов и агрегатов РН «Ангара», мероприятиям по стыковке составных частей РН, пневмоиспытаниям на герметичность пневмогидросистемы (ПГС) и функционированию клапанов, тщательно будет проводиться электропроверка бортовой кабельной сети (БКС), системы наземных измерений (СНИ), телеметрии, системы разделения. Будут проработаны и нештатные ситуации, как, например, аварийный слив топлива. Главное назначение изделия «НЖ» - быть готовым к приему и эксплуатации лётной ракеты.

- Тематика «Ангара» требует серьезной перестройки производства, сооружения новых коммуникаций, профессиональных знаний работников т. д. Как удается держать в поле зрения большое количество производственных вопросов?

- Все эти необходимые требования учтены при реконструкции корпуса № 128, где и разворачивается вся работа по изготовлению РН семейства «Ангара». Работы по реконструкции и техническому перевооружению производственных мощностей идут и в других подразделениях. Например, на производстве растет количество высокотехнологичных металлообрабатывающих центров. Но основная наша опора – это люди. У нас немало высококвалифицированных специалистов, которыми можно гордиться. Очень важно, когда рядом работает слаженная команда и добивается столь продуктивного результата. Это придает нам силы, дает уверенность в том, что программа «Ангара» будет выполнена.

- В средствах массовой информации можно встретить противоречивые сведения об «Ангаре». Кто-то отзывается о ней в превосходных тонах, а кто-то говорит, что программа эта затратная и не совсем высокотехнологичная.

- Скептикам отвечу, что это совершенно не так. Подобное могут утверждать только люди, не сведущие в данном вопросе.

Семейство ракет-носителей «Ангара» - это новое поколение ракет на основе универсальных ракетных модулей (УРМ-1 и УРМ-2) с кислородно-керосиновыми двигателями. Использование УРМов позволяет создавать на их основе ракеты-носители различных классов.

Немного истории. В своё время ГКНПЦ выиграл тендер на создание российского перспективного космического ракетного комплекса (КРК). Проектирование «Ангары» проходило в сложных условиях 90-х годов. Недофинансирование разработки КРК со стороны государственных заказчиков вынуждало предприятие вкладывать в новый проект часть собственных средств,  полученных от коммерческой эксплуатации ракеты «Протон». В составе первой ступени этой ракеты было предложено использовать несколько однотипных ракетных блоков, основу которых составляет универсальный ракетный модуль (УРМ-1). Он включает в себя топливные баки, сухие отсеки, ПГС, бортовую кабельную сеть, приборы и датчики. В состав УРМ-1 входит мощный ракетный двигатель.

Кстати, о надежности. Успешно прошли летные испытания УРМ-1 в составе КСЛВ-1, создаваемой совместно с  Республикой Корея, полностью подтвердив правильность всех новаторских конструкторских решений, заложенных в данный тип РН. Причем, надо отметить, что при перевозке ракеты в Корею впервые в мире была осуществлена транспортировка изделия всеми видами транспорта – и автомобильным, и железнодорожным, и авиационным, и морским. Темы-то очень интересные, и я не знаю, почему они не заинтересовали журналистов.

В составе одного стендового изделия И1 (огневые испытания) были проведены три запуска двигателя, что подтверждает абсолютную надежность и работоспособность этой системы УРМ-1 и новейшего двигателя РД-191. Вторая ступень – УРМ-1 - тоже успешно прошла огневые испытания.

- Цех № 22 часто посещают высокие гости. Совсем недавно здесь побывал вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин. Интересно узнать, какое впечатление произвел на него строющийся комплекс «Ангара»?

- Отзывы самые положительные. И, думаю, это вполне заслуженно, так как работы выполняются согласно графику, и претензий к нам не должно быть.

- Какие подразделения, принимавшие участие в реализации программы по созданию «НЖ», Вы бы отметили?

- Хочется поблагодарить коллективы многих подразделений Космического центра и его филиалов за добросовестное деловое сотрудничество. Особо отметил бы работников 22-го, которые, невзирая на сложности с комплектацией, проявили настойчивость в достижении поставленных целей. Кстати, сборочные работы на изделии «НЖ» решено было завершить на прежнем месте – в цехе № 22. Самой высокой похвалы заслуживают и конструкторы КБ «Салют».

Как утверждает Ю. В. Моисеев, их коллектив имеет четко определенные задачи по основным направлениям производственной деятельности, и активно работает над их реализацией.

Беседовал Александр КАРАТАЕВ

 



Последние статьи:

02.08.2020КП: Модуль «Наука» для МКС
02.03.2020Интервью генерального конструктора ГКНПЦ им. М.В.Хруничева Сергея Кузнецова
21.03.2019Генеральный директор Государственного космического научно-производственного центра им М.В.Хруничева Хруничева дал интервью газете “Ъ”
30.11.2018РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «РОКОТ» НА КОСМОДРОМЕ ПЛЕСЕЦК
14.09.2018В КАЖДОМ ЦЕХЕ ЕСТЬ ТАЛАНТЫ, НАДО ИХ ВЫЯВИТЬ
05.03.2018К 90-летию со дня рождения Владимира Константиновича Карраска
22.04.2016Главный проектант ОКБ-23 (с 1985г. КБ «Салют»)
05.04.2016115 лет со дня рождения Михаила Васильевича Хруничева
08.12.2015Все минувшие - близко
16.07.201516 июля исполняется 50 лет cо дня первого пуска ракеты-носителя «Протон»
Правительственные награды
Пресс-релизы
Новости партнеров и филиалов
Meждународные проекты
АО «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева»
121309, Москва, ул. Новозаводская, 18
Департамент по управлению делами предприятия.
Бюро делопроизводства «Головной Офис».
Телефон: (499) 749-99-34
Факс: (495) 797-3333 доб. 59231