На главную
На главную
English Карта сайта На главную Контакты
Прошедшие запуски
Дата: 08 июня 2017
Ракета-носитель: Протон-М
КА: EchoStar 21
Место старта: Байконур

Предстоящие запуски
Дата:
Ракета-носитель:
КА:
Место старта:

Актуальный репортаж

Конструкторское бюро «Салют» в XXI веке

21.03.2011

КБ «Салют» в XXI веке

Бахвалов Ю.О.

           Динамичное развитие ракетно-космической техники (РКТ) связано с  максимально эффективным коммерческим использованием космического пространства и определяется усилением конкурентной борьбы на мировом рынке космических услуг между фирмами США, стран Западной Европы, Японии и Китая.

         Техническая сторона вопроса коммерциализации Космоса подразумевает интенсивную работу крупнейших ракетно-космических международных организаций по созданию новых и модернизации имеющихся средств выведения с целью повышения массы полезной нагрузки, выводимой на геостационарную и геопереходную орбиты.

          Новые возможности по выведению требуют от разработчиков увеличения и повышения эффективности платформ космических аппаратов, что приводит к росту масс полезных нагрузок, а соответственно и самих КА.

          Кроме этого идут активные проработки следующего шага в развитии пилотируемой космонавтики и межпланетных перелетов.

         Всё это требует от КБ «Салют» активной работы одновременно во всех перспективных направлениях, проведения НИОКР по исследованию и проектированию конкурентоспособных образцов ракет-носителей (РН), разгонных блоков (РБ) и космических аппаратов (КА). Тем самым научно-технический и коммерческий интерес для КБ «Салют» представляет вся палитра задач, связанных с освоением Космоса в интересах мирового прогресса.

         Необходимо отметить, что в августе 2010 года исполнилось 5 лет со дня запуска с космодрома Плесецк ракетой-носителем легкого класса «Рокот» малого космического аппарата (МКА) дистанционного зондирования земли (ДЗЗ) «Монитор-Э». Тем самым подтвердила свою эффективность новая платформа для малых космических аппаратов, на базе которой, начиная с 2004 года началось освоение спутников связи класса 1000 кг. В КБ «Салют» выполнены работы по созданию и запуску КА Казсат-1, в интересах Казахстана, и «Экспресс-МД-2», созданного в рамках федеральной программы. Их назначение – ретрансляция потоков информации в системе спутниковой связи и вещания России и Казахстана.

       В настоящее время в отечественной космонавтике для выведения КА на геопереходные (ГПО) и геостационарные (ГСО) орбиты используется РН «Протон» с РБ «Бриз‑М» разработки ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. При запуске с космодрома Байконур масса КА, выводимых на ГСО РН «Протон‑М» с «Бриз‑М, составляет до 3.6 т. Масса полезной нагрузки, выводимой на геостационарную орбиту в интересах международных коммерческих программ в настоящее время составляет до 6,0 тонн.

         В связи с этим, для успешного решения поставленных жизнью задач, в КБ «Салют» проводятся работы по дальнейшей модернизации характеристик системы выведения «Протон-М/Бриз-М», позволяющие выводить на геопереходную орбиту КА с массой до 6,5 тонн, но это уже предел по грузоподъемности без кардинальной переделки комплекса.

          На международном рынке наиболее стабильным и ресурсоемким сегментом является предоставление пусковых услуг для запуска КА на высокоэнергетические орбиты владельцами РН тяжелого класса. За последнее время мировой коммерческий парк РН пополнился новыми РН тяжелого класса - «Ариан-5G», «Ариан-5ЕСА», «Ариан-5ЕСВ», а так же «Атлас-V504, 505, 551» и «Дельта-4» и «Дельта-4Н».

         По показателю «масса полезной нагрузки, выводимой на геопереходную орбиту» зарубежные РН тяжелого класса в ближайшей перспективе могут иметь следующие характеристики:

- «Ариан» – от 6,0 до 12,0 т (в зависимости от различного назначения),

- «Атлас» - от 4,0 до 12,0 т;

- «Дельта» - от 4,0 до 13,0 т.

         Необходимость сохранения Россией приоритетных позиций по запуску тяжелых КА связи на геостационарную и геопереходную орбиты требует принятия неотложных мер по развитию и модернизации отечественных средств выведения.

         В середине 90-х годов ХХ века для КБ «Салют» начался этап создания новой РН модульного типа, т.е. представляющей собой комплекс РН различной мощности с общим названием «Ангара». Переход к модульной конструкции РН был вызван желанием минимизации объемов наземной стендовой отработки (НСО) за счет сведения ее в основном к отработке одного универсального ракетного модуля (УРМ), имеющего размерность РН легкого класса.

          Использование УРМ позволяет создавать на их основе РН различных классов. Предельной по количеству блоков может быть РН, состоящая из семи УРМ – Ангара А7.

          Разработка семейства РН Ангара находится на завершающей стадии, начались летные испытания УРМ-1 в составе РН КСЛВ-1, создаваемой совместно с Республикой Корея. Первые испытания УРМ-1 в 2009 и 2010 годах были успешны и полностью подтвердили все новаторские конструкторские решения, заложенные в данный тип РН.

         Создание РН «Ангара» позволит России работать на рынке космических запусков КА ракетами-носителями тяжелого класса во всем диапазоне полезных нагрузок.

        КБ Салют получило огромный опыт создания кислородно-водородных разгонных блоков в рамках работ по созданию совместно с Индией РБ 12КРБ для РН ЖСЛВ-1. Эти работы, начавшись в 1990 году, успешно продолжаются и по сей день. На базе имеющегося   проектно-конструкторского и производственного задела существует техническая возможность разработки для перспективных РН семейства «Ангара» ряда криогенных разгонных блоков, имеющих высокую степень унификации конструкции каркаса, ДУ и оборудования. Такой подход к созданию криогенных РБ обеспечит снижение стоимости разработки, производства и эксплуатации отечественных средств выведения, используемых для запуска КА на высокоэнергетические орбиты и межпланетные траектории.

РБ КВТК предназначен для использования в составе РН Ангара А5 и имеет заправочную массу 20 тонн. Энергетические возможности РБ КВТК в составе РН «Ангара‑А5» обеспечивают доставку с территории РФ (космодром Плесецк) ПГ массой:

- на ГСО ………………………………….. 4.5 т;

- на ГПО (ΔVхар=1500 м/с) ……………. 7.6 т;

     Начало летных испытаний РБ КВТК с РН тяжелого класса «Ангара‑А5» запланировано на 2015 год.

      Учитывая, что ряд Ангары включает в себя РН среднего класса, КБ Салют разработало предложения по модификации РБ тяжелого класса КВТК в РБ среднего класса (КВСК) с заправкой 11 тонн.

       РБ КВСК имеет степень преемственности с РБ КВТК более 90% и различается длиной обечаек топливных баков. Применение РБ КВСК на РН «Ангара‑А3» позволит обеспечить массу ПН, выводимой на ГСО до 2.0 т.

        Учитывая возможность создания РН Ангары А7 предусматривается модификация РБ КВТК-А7 с увеличенной заправкой до 27 тонн, что обеспечивает запуски на этом носителе на ГСО КА массой 7,6 тонн и на ГПО массой 13 тонн. Такая модификация обеспечивается увеличением диаметра баков до 5,5 метров, при сохранении всех систем РБ.

         Сравнение энергетики РН «Ангара‑А7» с РБ КВТК‑А7 с перспективными зарубежными РН тяжелого класса повышенной грузоподъемности - «Ариан-5ЕСА», а так же «Атлас-V» и «Дельта-4» и «Дельта-4Н», показывает, что даже при запуске с космодрома Плесецк, она обеспечивает паритет по массе ПН при запуске на наиболее востребованные высоко-энергетические орбиты.

           Образуется унифицированный ряд КВРБ для использования с различными вариантами РН комплекса Ангара. Ввод в строй ряда КВРБ позволяет решить задачи обеспечения эффективности и конкурентоспособности комплекса Ангара, но, кроме этого, появляются новые возможности дальнейшей модернизации комплекса.

        Создание ряда кислородно-водородных разгонных блоков позволяет существенным образом расширить возможности всех типов РН «Ангара» различной грузоподъемности по предоставлению пусковых услуг и обеспечить их максимальную научную, техническую и коммерческую эффективность.

          КРК «Ангара» имеет огромный потенциал дальнейшего развития. Это связано как с модульной конструкцией УРМ, с возможностью развития ряда РН «Ангара»  от РН легкого класса до создания тяжелой РН повышенной грузоподъемности, включая создание ряда различных по назначению КВРБ, существенно повышающих эффективность всех типов РН класса «Ангара».

          Начиная с 70-х годов прошлого века КБ Салют успешно занималось созданием крупногабаритных пилотируемых модулей, обладающих возможностями разгонных блоков и имеющих возможности активного перемещения в космосе. Благодаря этим разработкам была создана станция Мир и началось строительство международной станции МКС. Успешные работы в этой области продолжаются в рамках создания нового многоцелевого лабораторного модуля (МЛМ), совместно с РКК Энергия. Дальнейшее развитие этой области космонавтики потребует широкого использования подобных крупногабаритных пилотируемых модулей.

          Коллектив КБ «Салют», своей работой по всем направлениям деятельности КБ, обеспечивает конкурентоспособность российских космических средств, успешно выполняемую в настоящее время и гарантированно в будущем.

 



Последние статьи:

22.04.2016Главный проектант ОКБ-23 (с 1985г. КБ «Салют»)
05.04.2016115 лет со дня рождения Михаила Васильевича Хруничева
08.12.2015Все минувшие - близко
16.07.201516 июля исполняется 50 лет cо дня первого пуска ракеты-носителя «Протон»
05.05.2015Лицом к лицу с войной
21.04.2015«Этот день мы приближали, как могли».ФАРМ-22
20.11.2014Модуль МКС «Заря» - 16 лет на орбите.
01.07.2014К 100-летию В.Н. Челомея: Владимир Николаевич Челомей - конструктор, организатор, ученый, педагог, дипломат в одном лице
11.04.2014Встречи с Юрием Гагариным.
10.03.2014К 100-летию В.Н. Челомея: Страницы трудовой жизни В.Н. Челомея (УР-500)
Правительственные награды
Пресс-релизы
Новости партнеров и филиалов
Календарь новостей
   
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Meждународные проекты
ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева»
121087, Москва, ул. Новозаводская, 18
Канцелярия Аппарата генерального директора
Телефон: (499) 749-99-34
Факс: (499) 749-51-24