На главную
На главную
English Карта сайта На главную Контакты
Прошедшие запуски
Дата: 21 июля 2021 года
Ракета-носитель: "Протон-М"
КА: Модуль "Наука"
Место старта:Байконур
Предстоящие запуски
Дата: 12 декабря 2021 года
Ракета-носитель: "Протон-М"
КА: «Экспресс-АМУ3»/«Экспресс-АМУ7»
Место старта: Байконур

Актуальный репортаж

100 лет со дня рождения М.И.Рыжих -директора Завода имени М.В.Хруничева с 1961 по 1975 год.

18.11.2010

 

 

 

   

ДИРЕКТОР И ЧЕЛОВЕК

 

Михаил Иванович Рыжих родился 21 ноября 1910 года в крупном промышленном центре Украины - г. Харькове. Первые детские и юношеские годы были довольно трудными. Окончив школу в 1926 году, он, помогая семье, работал кладовщиком, грузчиком, сверловщиком на харьковском заводе «Серп и молот».

 

В 1931-м Михаил Иванович поступил в Харьковский Авиационный институт и окончил его в 1936 году. После защиты дипломного проекта его распределили на завод № 135 авиационной промышленности (г. Харьков), где он сначала работал мастером, затем старшим мастером. А в 1938 году, благодаря его технической грамотности и организаторским способностям, Михаила Ивановича назначают начальником цеха. С началом войны в 1941 году завод был эвакуирован в г. Пермь.

 

17 декабря 1941-го Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял решение об организации завода № 23 на территории эвакуированного в Казань завода № 22.

В осуществление данного решения Правительство решило расформировать эвакуированные вглубь страны авиационные заводы - Харьковский № 135, Бакинский № 458, Кимрский № 30, Запорожский (по производству шасси) - и передать вновь организуемому заводу рабочих, инженерно-технических работников, оборудование и материалы.

 

Среди специалистов Харьковского завода, прибывших на завод № 23 в 1942 году, был и М. И. Рыжих. Его назначили начальником инструментального цеха № 8. Все цехи и службы завода работали под девизом: «Всё для фронта, всё для победы!». Завод начал выпускать самолёты Ил-4 конструктора С. В. Ильюшина.

 

С середины 1942 года заводу было поручено освоение опытного и серийного производства скоростных бомбардировщиков Ту-2. Над этим важным и сверхсекретным заданием напряжённо трудился весь коллектив завода.

Изделие Ту-2 выпускалось все военные годы. Как начальник цеха М. И. Рыжих не только руководил производством, но и проявлял живое участие в жизни коллектива: заботился об улучшении бытовых условий рабочих, интересовался делами молодёжи.

 

16 сентября 1945 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении работников завода № 23 Наркомата авиационной промышленности «За образцовое выполнение заданий Правительства по производству боевых самолётов». Семь человек, среди которых и М. И. Рыжих, были награждены орденами Ленина.

 

В 1951 году Михаила Ивановича назначили сначала начальником ОМО (отдел механизации и организации производства), затем заместителем начальника производства и главным механиком завода. Это было время создания на территории завода ОКБ-23 под руководством Генерального конструктора В. М. Мясищева для разработки и выпуска реактивных стратегических бомбардировщиков М-4, 3М, М-50.

 

Самолёты Мясищева по конструктивно-технологическим решениям заметно отличались от ранее выпускаемых самолётов новизной и техническим совершенством. Создать их в короткие сроки позволил высокий технический уровень руководителей, конструкторов, технологов, мастеров и рабочих. У Михаила Ивановича выработалась привычка каждую неделю обходить цехи, беседуя с инженерами и рабочими. Это способствовало знанию проблем производства и более быстрому решению вопросов.

 

За успешное выполнение заданий правительства по выпуску авиационной техники завод № 23 12 июля 1957 года был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Заместитель начальника производства М. И. Рыжих был награжден орденом «Знак Почёта».

В 1961 году Рыжих назначается директором завода имени М. В. Хруничева. Перед ним стоит задача превращения авиационного завода в современное ракетно-космическое предприятие. Отличное знание производства, видение перспективы позволило ему определить главные направления своей деятельности. Был построен и введён в эксплуатацию корпус для выпуска боевых ракет УР-100 (цех № 7), создан цех № 3 для изготовления баков ракеты, модернизированы цехи № 5, 21, 22, 73, 75 и другие. Вновь созданы отдел и лаборатория сварки, контрольно-испытательная станция {КИС - ц. № 24), отделы испытаний, неметаллов и защитных покрытий, научной организации труда. На Байконуре создана служба по отработке и подготовке к пуску изделий космической тематики. В 1966 году вступил в строй инженерный корпус, а в 1972-м - корпус, где разместился информационно-вычислительный центр.

 

При выполнении этих грандиозных мероприятий М. И. Рыжих опирался на техническую грамотность и богатый производственный опыт единомышленников - Главного инженера П. В. Волкова, Главного технолога С. В. Перевозчикова, Главного металлурга А. И. Бурова, Главного сварщика В. А. Озерецковского, начальников производств М. И. Левина, П. М. Котика, П. А. Шлокова, Ю.Б. Бронфмана, Главного конструктора Б. Г. Бриткова и других.

 

Много было сделано для подготовки и переподготовки кадров под руководством А. П. Горбунова и Б. И. Рачкова, так как М. И. Рыжих понимал, что только постоянный рост знаний конструкторов, технологов, инженеров может обеспечить создание ракетно-космической техники мирового уровня. Поэтому при нем открыл свои двери филиал МАТИ. М. И. Рыжих всегда сам был председателем аттестационной комиссии при защите дипломов у его выпускников. Также с его подачи на факультете повышения квалификации МВТУ им. Баумана готовили специалистов по Системам управления ракетами.

Итогом большой работы многотысячного коллектива завода под руководством М. И. Рыжиха стало изготовление и запуск первой филевской ракеты УР-200 в 1963 году, разработка и изготовление МБР УР-100, которая была принята на вооружение, создание многотонной ракеты УР-500 («Протон») в 1965 году.

 

За выдающиеся заслуги в создании новой техники в 1966 году Михаилу Ивановичу присваивается звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот».

 

С именем Михаила Ивановича связаны и полеты опытных АМС «Зонд-1, 2, 3» в 1964-1965 годах, и старты «Зондов -5, 6. 7, 8» в 1965-1970 годах с возвращением их на Землю после облета Луны. 9 ноября 1970 года за создание и запуск межпланетной автоматической станции «Луна-16» М. И. Рыжих был награжден орденом Ленина.

 

9 февраля 1967 года, в целях выполнения заданий ЦК КПСС и Совета Министров СССР, на предприятии началась сложная работа по подготовке производства к изготовлению станции «Алмаз», состоящей из трёх совершенно новых изделий, разработанных специалистами ОКБ-52 под руководством конструктора В. Н. Челомея. Это орбитальная пилотируемая станция (ОПС), транспортный корабль снабжения (ТКС) и возвращаемый аппарат (ВА).

Во время работы над выполнением этого задания 16 февраля 1970 года приказом Министерства общего машиностроения коллективу предприятия совместно с ЦКБЭМ (г. Королёв) предписывалось создать первую в мире долговременную пилотируемую орбитальную станцию (ДОС) «Салют». Надо было обогнать американцев, которые готовили космическую станцию «Скайлэб». М. И. Рыжих вместе с руководством завода круглосуточно занимался этой тематикой. Уже 1 сентября 1970 года корпус станции поступил в сборочный цех. В феврале 1971-го первая в мире орбитальная станция «Салют» была выведена ракетой-носителем «Протон» на околоземную орбиту. Первый пуск ОПС «Алмаз» состоялся 3 апреля 1973 года.

 

РН «Протон» в космос выведены аппараты для исследования Луны, Марса, Венеры, кометы Галлея, спутники связи «Экран», «Радуга», «Горизонт» и многие другие. Наиболее отличившихся работников при создании и запуске автоматической космической станции «Луна-16» наградили орденами и медалями. Михаилу Ивановичу был вручён третий орден Ленина.

 

При М. И. Рыжихе завод стал одним из лидеров в отрасли. Высочайшая культура производства Машиностроительного завода им. М. В. Хруничева стала примером другим предприятиям. Рыжих был всегда доступен для сотрудников, сочетая высокую требовательность к подчинённым с большой заботой об исполнителях, которых он справедливо считал основой всех успехов.

 

Большое внимание Михаил Иванович уделял социально-бытовым вопросам. Для работников завода строились жилые дома, выделялись садовые участки, была построена поликлиника. Он неоднократно избирался членом парткома завода, депутатом Московского городского совета депутатов трудящихся, дважды - делегатом съездов Коммунистической партии Советского Союза.

 

Многолетняя огромная нагрузка, тяжелейшая ноша директора сказались на здоровье Михаила Ивановича, и в начале 1975 года он ушёл на заслуженный отдых.

 

В сегодняшнем мировом признании успехов ГКНПЦ имени М. В. Хруничева заложен огромный созидательный труд М. И. Рыжиха и всех тех, кто стоял вместе с ним у истоков создания на нашем предприятии ракетно-космического производства.

 

Читайте здесь новый номер заодской газеты " Все для Родины", полностью посвященный М.И.Рыжих 

 



Последние статьи:

21.03.2021«Ангара» на пути к серии
18.02.2021Интервью генерального директора ГКНПЦ им. М.В. Хруничева Алексея Варочко и генерального конструктора КБ "Салют" им. М.В. Мясищева Сергея Кузнецова РИА Новости
25.01.2021Интервью генерального директора ГКНПЦ им. М.В. Хруничева Алексея Варочко журналу «Русский космос»
02.08.2020КП: Модуль «Наука» для МКС
02.03.2020Интервью генерального конструктора ГКНПЦ им. М.В.Хруничева Сергея Кузнецова
21.03.2019Генеральный директор Государственного космического научно-производственного центра им М.В.Хруничева Хруничева дал интервью газете “Ъ”
30.11.2018РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «РОКОТ» НА КОСМОДРОМЕ ПЛЕСЕЦК
14.09.2018В КАЖДОМ ЦЕХЕ ЕСТЬ ТАЛАНТЫ, НАДО ИХ ВЫЯВИТЬ
05.03.2018К 90-летию со дня рождения Владимира Константиновича Карраска
22.04.2016Главный проектант ОКБ-23 (с 1985г. КБ «Салют»)
Правительственные награды
Пресс-релизы
Новости партнеров и филиалов
Meждународные проекты
АО «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева»
121309, Москва, ул. Новозаводская, 18
Департамент по управлению делами предприятия.
Бюро делопроизводства «Головной Офис».
Телефон: (499) 749-99-34
Факс: (495) 797-3333 доб. 59231