На главную
На главную
English Карта сайта На главную Контакты
Прошедшие запуски
Дата: 31 июля 2020
Ракета-носитель: Протон-М
КА: "Экспресс-103"/"Экспресс-80"
Место старта: Байконур

Предстоящие запуски
Дата:
Ракета-носитель:
КА:
Место старта:

Актуальный репортаж

Гениальный конструктор и мудрый преподаватель

27.09.2007

28 сентября 2007 года исполняется 105 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора, Героя Социалистического труда, профессора, доктора технических наук, заслуженного деятеля науки и техники Владимира Михайловича Мясищева.


Владимир Михайлович родился 28 сентября 1902 года в городе Ефремов, Тульской губернии на берегу реки с поэтическим названием Красивая Меча.


В 1913 году Володя поступил в Ефремовское реальное училище, которое окончил в 1918 году.


В 1919 году он решает продолжить образование и отправляется в Москву. Приемную комиссию МВТУ им. Н.Э. Баумана поразили целеустремленность и недюжинные знания молодого человека и Владимира сразу зачислили в это высшее учебное заведение. На третьем курсе Мясищев стал посещать академический кружок имени Н.Е. Жуковского, где силами студентов-кружковцев был построен летательный аппарат - биплан.


Первым научным и практическим руководителем Мясищева был Андрей Николаевич Туполев. После защиты дипломного проекта Туполев пригласил Владимира Михайловича к себе на работу в конструкторское бюро АГОС, существовавшее при ЦАГИ. В КБ Туполева Мясищев попал в бригаду крыла, возглавляемую выдающимся конструктором Владимиром Михайловичем Петляковым, который увидел неординарность молодого специалиста.

В 1934 году Мясищев возглавил бригаду по разработке экспериментальных самолетов.


В 1937 году Владимир Михайлович, как и многие выдающиеся конструкторы того времени, был арестован и помещен в специально организованное КБ под охраной НКВД (ЦКБ-29 НКВД).


В 1942 году Мясищев возглавил КБ Петлякова, трагически погибшего в авиакатастрофе. По заданию Правительства КБ, которое возглавил Владимир Михайлович, занималось улучшением летных характеристик знаменитого петляковского пикирующего бомбардировщика Пе-2. Получился, по сути, новый самолет Пе-2И, воевавший до конца войны. За достигнутые успехи Мясищеву присвоили воинское звание – генерал-майор инженерной службы и наградили орденом Суворова II степени.


После победы над фашистской Германией конструкторский коллектив, возглавляемый Мясищевым, был расформирован, а его самого уволили из авиационной промышленности и направили в МАИ на преподавательскую деятельность. Но идея создания совершенно новой авиационной техники не покидала Владимира Михайловича, и в 1950 году он обратился к министру авиационной промышленности М.В. Хруничеву с предложением о создании стратегического бомбардировщика с реактивными двигателями и дальностью полета до 12 тысяч километров. Хруничев доложил об этом предложении Сталину. Сталин дал строгое указание, чтобы Мясищеву были созданы все необходимые условия для работы. Эта поддержка вождя сыграла решающую роль: талантливым конструктором и выдающимся организатором Владимиром Михайловичем Мясищевым было создано самое передовое ОКБ-23 в Москве на Филях на территории авиационного завода №23. Всего через год и десять месяцев первенец коллектива ОКБ и завода уникальный М4 совершил первый полет. За ним последовали: модернизированный 3М, сверхзвуковой М50, межконтинентальная сверхзвуковая беспилотная крылатая система М40 «Буран» и др.


За эти разработки ОКБ было удостоено ордена Ленина, а В.М. Мясищев – звания Героя Социалистического Труда и Лауреата Ленинской премии.


К 1960 году, благодаря усилиям Владимира Михайловича Мясищева, директоров завода №23 Сергея Михайловича Лещенко, а затем Дмитрия Николаевича Осипова, в Филях была создана современная и мощная экспериментальная и производственная база, сложился высококлассный коллектив, способный решать сложнейшие конструкторские и инженерные задачи.


Неудивительно, что именно двум мощнейшим коллективам – разработчиков (ОКБ-23) и промышленников (завод №23) – было поручено создание совершенно новой техники – ракетно-космической.


… Владимир Михайлович всегда старался опередить время, использовать самое новое, прогрессивное. Примененные в конструкции его машин новшества становились обычно достоянием всей нашей авиации, помогали ей идти вперед. Работая начальником ЦАГИ, возглавляя конструкторские коллективы, кафедру самолетостроения МАИ, Мясищев щедро делился своим опытом и знаниями, заботливо растил высококвалифицированные кадры. Его ученики сыграли заметную роль в создании не только авиационной техники, но и ракетно-космической.


Из воспоминаний почетного ветерана нашего предприятия, бывшего ведущего конструктора темы КБ «Салют», заслуженного конструктора Российской Федерации, кандидата технических наук Григория Абрамовича ХАЗАНОВИЧА, который был студентом В. М. Мясищева.


- Для того чтобы более полно представить, каким был Владимир Михайлович Мясищев как преподаватель, необходимо погрузиться в атмосферу, которая царила в Советском Союзе в первые послевоенные годы. Это был период романтического отношения молодежи к своему будущему.


Закончилась война, и все возлагали надежды на самое лучшее, искренне верили в доброе будущее. Поступая в институт, мы шли не просто «грызть гранит науки», а выбирали свой путь в жизни и работе. Мы старались познать методы создания самолетов, у многих за плечами была работа в авиамодельных кружках. Ребята интересовались историей авиации, знакомились с трудами ученых и мечтали создавать новую технику. Были среди студентов и фронтовики, прошедшие нелегкими дорогами войны. Мы смотрели на них с уважением и гордостью.


Поэтому появление в ВУЗе известного советского авиаконструктора, тем более генерала, было принято с особым восторгом. Мясищев был для нас своего рода кумиром, примером для подражания. К тому же, облик этого удивительного человека полностью отвечал нашим представлениям о настоящем руководителе. Всегда подтянутый, собранный, аккуратный, Владимир Михайлович был настолько интеллигентен, воспитан и высокообразован, что мы, студенты, почему-то всегда считали его выходцем из дворянского сословия – аристократом. Но независимо от своих светских манер и высокого положения он всегда общался с людьми на равных, не повышая голоса. Был строг в оценках и мог сколько угодно критиковать работу, но человека как личность – никогда!


Мясищев ясно излагал свои мысли, давал всегда четкие формулировки. Строил лекции по определенной схеме – краткое содержание предстоящего занятия, сам материал и его резюме. Работа, организованная таким образом, была очень удачной и удобной. Он умело держал внимание аудитории, играя громкостью речи и интонацией. Послушать лекции Владимира Михайловича часто приходил народ с других факультетов и курсов.


Мы изучали множество различных предметов и по началу многие не представляли себе, где и как применять полученные разрозненные знания. И лишь на занятиях В. М. Мясищева становилось ясно, что весь этот ворох знаний нам необходим для того, чтобы научиться создавать первоклассную авиацию.


Дело в том, что, до прихода Владимира Михайловича в Московский авиационный институт, проектирование самолетов еще не было наукой как таковой, а лишь своего рода искусством. Проводился анализ созданных схем и конструкций и на интуитивной основе проходил поиск новых решений, зачастую методом «проб и ошибок».


Мясищев же был приверженцем серьезного академического образования, он старался внести в процесс обучения научные основы, синтезируя такие дисциплины, как физика, аэродинамика, устойчивость и управляемость самолета. В каждом студенте он стремился разглядеть индивидуальные способности, раскрыть талант.


Несмотря на то, что Владимир Михайлович был заведующим кафедрой, деканом факультета, он находил время, чтобы интересоваться тем, как студенты пишут курсовые, готовят дипломные проекты. Уже тогда он приглядывался к нам, старался вовлекать нас в научную работу. Думаю, он понимал, что не будет всю жизнь на преподавательской работе, что вернется к проектированию самолетов – главному и любимому делу своей жизни. Поэтому он подбирал себе будущую команду незаурядных, талантливых, увлеченных молодых людей – студентов своей же кафедры.


И когда в 1951 году В. М. Мясищев получил назначение на должность генерального конструктора в ОКБ-23, он забрал практически весь наш выпускной курс. В Филях он продолжил наше воспитание, и такие его незаурядные студенты, как Владимир Константинович Карраск, Геннадий Дмитриевич Дермичев, стали потом заметными сподвижниками в его работе, специалистами, на которых он опирался. Владимир Михайлович собрал выпускников не только МАИ, но и других авиационных институтов (Харьковского и Казанского) и ряда университетов.


За свою недолгую карьеру преподавателя Владимир Михайлович очень много сделал для улучшения качества преподавания, расширения и оснащения лабораторий. Он явился инициатором строительства отдельного корпуса в МАИ, основал лабораторию конструкции самолетов, в которой собирал элементы натурных изделий. Сейчас она сохранилась на факультете в качестве музея.


Несмотря на то, что Мясищев блестяще преподавал, своим истинным призванием он все же считал создание прогрессивных образцов авиационной техники. И именно в МАИ он разработал предэскизный проект легендарного реактивного бомбардировщика стратегического назначения М-4, который был принят к разработке. Для его реализации было организовано Особое конструкторское бюро, Главным, а затем Генеральным, конструктором которого был назначен Владимир Михайлович. За создание этого самолета Мясищеву было присвоено звание Героя Социалистического труда, присуждена Ленинская премия, и он приобрел мировую известность.



Последние статьи:

02.08.2020КП: Модуль «Наука» для МКС
02.03.2020Интервью генерального конструктора ГКНПЦ им. М.В.Хруничева Сергея Кузнецова
21.03.2019Генеральный директор Государственного космического научно-производственного центра им М.В.Хруничева Хруничева дал интервью газете “Ъ”
30.11.2018РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «РОКОТ» НА КОСМОДРОМЕ ПЛЕСЕЦК
14.09.2018В КАЖДОМ ЦЕХЕ ЕСТЬ ТАЛАНТЫ, НАДО ИХ ВЫЯВИТЬ
05.03.2018К 90-летию со дня рождения Владимира Константиновича Карраска
22.04.2016Главный проектант ОКБ-23 (с 1985г. КБ «Салют»)
05.04.2016115 лет со дня рождения Михаила Васильевича Хруничева
08.12.2015Все минувшие - близко
16.07.201516 июля исполняется 50 лет cо дня первого пуска ракеты-носителя «Протон»
Правительственные награды
Пресс-релизы
Новости партнеров и филиалов
Meждународные проекты
АО «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева»
121309, Москва, ул. Новозаводская, 18
Департамент по управлению делами предприятия.
Бюро делопроизводства «Головной Офис».
Телефон: (499) 749-99-34
Факс: (495) 797-3333 доб. 59231