На главную
На главную
English Карта сайта На главную Контакты
Прошедшие запуски
Дата: 27 декабря 2019
Ракета-носитель: Рокот
КА: "Гонец-М"
Место старта: Плесецк

Дата: 24 декабря 2019
Ракета-носитель: Протон-М
КА: «Электро-Л» №3
Место старта: Байконур

Предстоящие запуски
Дата:
Ракета-носитель:
КА:
Место старта:
Главная » Пресс-центр » Пресса о нас

Пресса о нас

Космическая конкуренция

22.05.2008

На российском рынке спутников связи впервые возникла конкуренция. Оператор национальной спутниковой группировки - ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) - первый раз за 10 лет сменил поставщика космических аппаратов. До сих пор все спутники для российской группировки производило красноярское НПО Прикладной механики им. академика М.Ф. Решетнёва, а полезную нагрузку поставляла французская фирма Thales Alenia Space (TAS), однако ГПКС нашло им альтернативу. Созданием нового космического аппарата "Экспресс-АМ4" займутся московский ГКНПЦ им. М.Ф. Хруничева и европейский Astrium, входящий в концерн EADS.


В середине марта 2008 года ГПКС подписало контракт с ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) им. М.Ф. Хруничева" на создание первого в России высокоэнергетичного космического аппарата "Экспресс-АМ4". Одновременно российский оператор заказал полезную нагрузку и другое спутниковое оборудование для этого аппарата у Astrium.


Штаб-квартира Astrium (как и Thales Alenia Space) расположена в Париже, а производственные мощности находятся во Франции, Германии, Великобритании, Испании и Нидерландах. Эта компания, со штатом 12 тыс. сотрудников и оборотом 3,6 млрд евро в 2007 году , полностью принадлежит европейской военно-космической корпорации European Aeronautic Defence and Space Company (EADS). В мире на базе платформы Astrium Eurostar E3000 действуют два десятка спутников, включая Eutelsat W3A (первый аппарат на этой платформе, стартовавший в марте 2004 года), Intelsat 10-02, Inmarsat-4 F1 и F2, Hot Bird 8, Skynet 5A и Skynet 5В (запущен в ноябре 2007 года).


История любви


В течение последнего десятилетия все спутники ГПКС заказывало только у НПО ПМ. За это время красноярское предприятие (в кооперации с TAS) поставило российскому оператору десять космических аппаратов - четыре спутника серии "Экспресс-А" и шесть - "Экспресс-АМ". Правда, не все они находятся на орбите: в октябре 1999 года "Экспресс-А1" погиб при старте, а в марте 2006 года в процессе эксплуатации был утрачен "Экспресс-АМ11" (запущенный за два года до этого). Николай Тестоедов, генеральный конструктор и генеральный директор ОАО "Информационные спутниковые системы" (ИСС) им. академика М.Ф. Решетнёва" (так с 2008 года именуется НПО ПМ), отмечает, что с каждым новым спутником доля российского труда увеличивалась.


"Размещая заказы у НПО ПМ, мы вложили в него большие усилия, что помогло предприятию заявить о себе на рынке", - считает и. о. генерального директора ФГУП "Космическая связь" Юрий Измайлов. При этом НПО ПМ (ныне - ИСС) привыкло к гарантированности заказов от ГПКС. Между тем у заказчика копилась неудовлетворенность качеством. "У нас возник целый ряд серьезных претензий по качеству и надежности элементов космической техники российского производства, в основном - НПО ПМ. Мы высказывали их и на советах главных конструкторов, и на научно-технических советах. Эти претензии подтвердились в ходе эксплуатации аппаратов серии "Экспресс-А", но особенно - серии "Экспресс-АМ", на протяжении трех-четырех лет, - рассказал Юрий Измайлов корреспонденту "Стандарта". - Однако мы видели, что наши слова не влияют на НПО ПМ - они чувствовали себя монополистом".


Тем временем ГПКС в конце 2003-го - начале 2004 года познакомилось с другим российским производителем космических аппаратов - ГКНПЦ им. Хруничева. В январе 2004 года ГКНПЦ выиграл в тендере на создание первого спутника связи для Казахстана (KazSat), победив НПО ПМ, ОАО "Газком" и РКК "Энергия". ФГУП "Космическая связь" было приглашено в проект KazSat для создания наземного комплекса управления и системы мониторинга связи, а также в роли соподрядчика по созданию полезной нагрузки. Юрий Измайлов говорит: "Участие в проекте KazSat позволило нам увидеть, что производственные работы способно выполнять и другое российское предприятие. Это подтверждается тем, что и второй аппарат - KazSat-2 - Казахстан заказал у "Хруничева".


Размещение заказа на "Экспресс-АМ4" у "Хруничева" имеет еще одну логическую причину. Еще в 2006 году ГПКС решило создавать малые космические аппараты, которые должны обеспечить спрос на услуги ТВ-вещания и связи в "нераскрученных" точках на орбите. Два таких малых спутника, получивших название "Экспресс-МД", оператор заказал "Хруничеву". Причем идея состоит в том, чтобы осуществлять запуски малых спутников совместно с более тяжелыми - одной ракетой-носителем. Согласно планам ГПКС, первый малый спутник в серии - "Экспресс-МД1" - должен быть выведен на орбиту совместно с аппаратом "Экспресс-АМ44" (это произойдет во 2-й половине 2008 года).


Первый раз в первый класс


"Экспресс-АМ4" - первый в России тяжелый спутник; он будет оснащен 63 транспондерами С-, Ku-, Ka- и L-диапазонов (для сравнения, на запущенном в январе 2008 года космическом аппарате "Экспресс-АМ33" установлено 27 транспондеров). Опыта производства тяжелых спутников у ГКНПЦ им. Хруничева, как, впрочем, и ни у кого в России, нет. Правда, "Хруничев" уже был в подобной ситуации четыре года назад: тогда KazSat стал для предприятия первым малым телекоммуникационным спутником на геостационарной орбите.


По сведениям Юрия Измайлова, "Хруничев" уже развернул подготовку к производству тяжелых спутников. Главный конструктор телекоммуникационных спутниковых систем "Хруничев Телеком", филиала ГКНПЦ, Владимир Зарубин в беседе с корреспондентом "Стандарта" заявил, что не видит проблем в освоении новой технологии. "Опыт - дело наживное, - рассуждает он. - Чтобы хорошо ездить, для начала нужно научиться делать это медленно. Так же и со спутниками: кто умеет делать малые космические аппараты, тот сделает и большой". Владимир Зарубин добавил, что у "Хруничева" есть и опыт работы с EADS Astrium - и по системам управления, и по другим вопросам. При этом он подчеркнул, что время, необходимое на освоение выпуска тяжелых спутников, зависит от окончательного распределения работ между подрядчиками ГПКС.


Юрий Измайлов сообщил "Стандарту", что идеология производства "Экспресс-АМ4" совпадает с предыдущими спутниками: европейская платформа будет адаптирована к российским условиям, а двигательные установки, солнечные батареи, командно-измерительное оборудование, программное обеспечение и др. будут отечественного производства. Наряду с ГКНПЦ им. Хруничева и Astrium, ГПКС пригласило в кооперацию РНИИ Космического приборостроения, которому поручено разработать командно-измерительные системы и программное обеспечение. "В целом структура работы не изменилась, просто два прежних соисполнителя - НПО ПМ и TAS - заменены на двух других - ГКНПЦ и Astrium", - отмечает и. о. гендиректора ГПКС.


При этом Юрий Измайлов подчеркивает, что допуск на российский рынок второй группы производителей спутников впервые в новейшей истории России создает в этом секторе конкуренцию, что играет на руку операторам. "Я считаю, что решение ГПКС создает конкуренцию на российском рынке космических аппаратов между нами и фирмой Astrium", соглашается Николай Тестоедов.


Дорогое удовольствие


При строительстве "Экспресс-А4" будут применены принципиально новые подходы. Если технический ресурс спутников "Экспресс-А" составлял 7 лет, а "Экспресс-АМ" - 10-12 лет, то для "Экспресс-А4" он должен достичь 15 лет. Это автоматически требует использования высоконадежных элементов и элементной базы иного порядка, чем на космических аппаратах предыдущих серий. Новый спутник является рекордным для России и по мощности - потребление полезной нагрузки составит 14 кВт.


Основой спутника "Экспресс-А4" станет платформа Eurostar E3000. Руководство ГПКС настаивает, что именно четырехлетняя летная квалификация (практика использования) этой платформы стала решающей в выборе поставщика полезной нагрузки для нового спутника. "Мы слышим разговоры НПО ПМ о новых платформах "Экспресс-2000" и "Экспресс-4000" уже не первый год. Но "Экспресс-2000" пока отсутствует даже в чертежах, а по "Экспресс-4000" вообще не существует подходов, - говорит Юрий Измайлов. - Мы не могли себе позволить опираться на несуществующую платформу и стать подопытным кроликом, тратя деньги и не получая отдачи. Поэтому мы пришли к выводу, что новые подрядчики будут лучше".


ГПКС считает, что, привлекая EADS Astrium в кооперации с российскими производителями, для последних создаются возможности использовать лучшие зарубежные технологии. "Ведь и платформа "Экспресс-АМ" создана на базе спутника SESAT, а это - разработка фирмы Alcatel Alenia Space (ныне - TAS), лишь впоследствии адаптированная к российским условиям", - указывает Юрий Измайлов.


Глава ГПКС уверен, что передача заказа на "Экспресс-АМ4" в руки конкурентов станет хорошим стимулом для ОАО "ИСС" "проанализировать все созданное с точки зрения надежности, качества и движения вперед". Николай Тестоедов из ИСС парирует: "В процессе работы любых космических аппаратов всех производителей могут возникать отдельные неисправности, что решается резервированием основных приборов и функциональной избыточностью систем спутников. С момента запуска космических аппаратов серий "Экспресс-А" и "Экспресс-АМ" (с 2000 года) ни разу не было допущено перерывов связи, то есть целевая задача выполнялась полностью".


То, что ИСС не получили заказа на производство спутника "Экспресс-АМ4", стало для красноярского предприятия неприятным сюрпризом. По данным Николая Тестоедова, ИСС рассчитывали на этот заказ в бизнес-плане. Еще в июне 2007 года, выступая на страницах корпоративной газеты НПО ПМ, первый заместитель генерального конструктора предприятия Виктор Косенко заявлял: "Мы заинтересованы в получении заказов на новые спутники серии "Экспресс", которая начинается космическим аппаратом "Экспресс-АМ4", и в настоящее время активно работаем над его проектом". В ответ на вопрос "Стандарта" об отношении к передаче заказа на "Экспресс-АМ4" конкурентам Николай Тестоедов коротко обронил: "Это выбор заказчика". Не комментирует уплывший из-под носа заказ и TAS.


Деньги на кону стоят немалые. ГПКС традиционно не называет стоимость спутника, но представитель Astrium сообщил, что стоимость подобных космических аппаратов находится в пределах 130-170 млн евро. Для сравнения, последний из запущенных спутников ГПКС - "Экспресс-АМ33" - стоил $72 млн (такую оценку привел вице-президент "Ингосстраха" Александр Подчуфаров, который был одним из страховщиков запуска). По данным "Стандарта", ГПКС уже внесло первый платеж за "Экспресс-АМ4", а для оплаты оставшейся суммы привлекает кредитные ресурсы. В начале марта ГПКС объявило конкурс на предоставление кредита для финансирования затрат по производству и запуску телекоммуникационных спутников "Экспресс-МД1", "Экспресс-МД2" и "Экспресс-АМ4". Запрошенная сумма кредита составляет 5,744 млрд руб. (то есть более $244 млн), а победитель станет известен 9 апреля 2008 года.


Лучшее, конечно, впереди


Юрий Измайлов проинформировал "Стандарт", что ГПКС предложило для ИСС различные варианты сотрудничества в будущем, прежде всего - участие в конкурсе на производство следующих спутников: "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6". По данным ГПКС, в ближайшее время она объявит открытый конкурс на разработку и изготовление этих двух космических аппаратов. Они будут легче, чем "Экспресс-АМ4", но тоже относятся к классу тяжелых спутников: их масса составит до 2600 кг, а на борту каждого будет не менее 45 транспондеров. Гарантийный срок активного существования этих спутников с заданными техническими характеристиками должен составить не менее 15 лет, а мощность питания полезной нагрузки - от 8 кВт до 10 кВт. Заказчик требует предусмотреть возможность запуска "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6" совместно с малым космическим аппаратом (массой до 800 кг), а также два варианта выведения: прямого выведения в нужную точку или - с геопереходной орбиты.

 

Николай Тестоедов уведомил "Стандарт", что ОАО "ИСС" планирует принять участие в этих конкурсах. TAS также высказывает подобное намерение - пресс-служба компании сообщила "Стандарту": "Thales Alenia Space планирует участвовать в конкурсах на создание "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6". Но и Astrium намерен закрепить первый успех, и не готов сдаваться без боя. Генеральный директор Astrium Satellites Эверт Дудок указывает на это недвусмысленно: "Заказ на "Экспресс-АМ4" открывает целую серию новых высокомощных спутников, которые могут быть построены для ГПКС партнерством ГКНПЦ им. Хруничева и Astrium. Мы хотим создать прочное и долгосрочное партнерство с российской космической индустрией".

 

 

Леонид Коник, Журнал  «Стандарт» №04 (63)

http://www.comnews.ru/index.cfm?id=36664

 



Последние статьи:

03.09.2018РОССИЯ ЗАМЕНИЛА УКРАИНСКИЕ КОМПЛЕКТУЮЩИЕ ДЛЯ «АНГАРЫ»
31.08.2018РОССИЯ ОТПРАВИТ К МКС 13 КОРАБЛЕЙ И ДВА МОДУЛЯ
28.08.2018 «НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ КОМПАНИЮ НА ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВА»
16.01.2015ЕКА продолжит использование российских ракет "Рокот"
27.12.2014Универсальная "Ангара"
23.12.2014Новейшая ракета "Ангара". Исторический старт для нашей космонавтики
23.12.2014Тяжелая ракета "Ангара-А5" стартовала с космодрома Плесецк
23.12.2014Россия осуществила первый пуск космической ракеты "Ангара-А5"
22.12.2014Конструктор ракеты «Ангара»: мы способны на новый прорыв в космонавтике
21.12.2014Тяжеловес идет на взлет // На космодроме Плесецк завершается подготовка к первому запуску новейшей ракеты-носителя "Ангара-5"
Правительственные награды
Пресс-релизы
Новости партнеров и филиалов
Meждународные проекты
АО «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева»
121309, Москва, ул. Новозаводская, 18
Департамент по управлению делами предприятия.
Бюро делопроизводства «Головной Офис».
Телефон: (499) 749-99-34
Факс: (499) 749-51-24