На главную
На главную
English Карта сайта На главную Контакты
Прошедшие запуски
Дата: 31 июля 2020
Ракета-носитель: Протон-М
КА: "Экспресс-103"/"Экспресс-80"
Место старта: Байконур

Предстоящие запуски
Дата:
Ракета-носитель:
КА:
Место старта:
Главная » Пресс-центр » Пресс-релизы

Пресс-релизы

Филёвский авиационный завод - фронту

10.05.2020

Как и тысячи других производственных предприятий, авиационный завод № 22 (сегодня ГКНПЦ им. М.В. Хруничева) приближал победный май 1945-го. Заменяя ушедших на фронт, ударно работали труженики филёвского тыла.

 

ГКНПЦ им. М.В. Хруничева на протяжении всей своей истории играл исключительно важную роль в развитии и становлении отечественного машиностроения. После выпуска первых советских легковых автомобилей «Промбронь» начался авиационный период.  С 1923 по 1927 гг., здесь, в Филях выпускали первые в стране цельнометаллические самолёты фирмы «Юнкерс». В 1927 году Совет труда и обороны перевел часть цехов московского государственного завода № 5 «Самолет» в Фили, образовав Государственный авиационный завод № 7, в дальнейшем ставший заводом № 22 им. С.П. Горбунова. 

 

С 1928 по 1933 г. завод собирал самолёты-разведчики, истребители, пассажирские самолёты, тяжёлые бомбардировщики серии «АНТ». С 1935 до начала войны здесь было налажено серийное производство скоростного бомбардировщика АНТ-40 и пикирующего бомбардировщика «Пе-2».

 

22 июня 1941 года навсегда останется в истории нашей страны как день начала кровопролитной и жестокой войны.

 

Гитлеровские войска наступали стремительно, и первая воздушная тревога в столице прозвучала в ночь на 1 июля 1941, однако самолёты люфтваффе не появились.

 

Советское правительство понимало, что немецкое командование было хорошо осведомлено о местах особой важности Москвы. Поэтому в начале июля 1941 г. в срочном порядке был разработан проект ложного завода № 22. Место было выбрано у деревни Татарово за селом Крылатское, с похожим изгибом Москвы-реки. Плоские фанерные «самолеты», «цеха» строились из крыш и фонарей, бревнами очерчивался контур зданий. Таким образом было сделано всё возможное, чтобы обезопасить действующий завод.

 

В ночь на 22 июля Москва подверглась первому воздушному налету 250 немецких бомбардировщиков. Работников завода в течение девяти минут вывели из цехов и укрыли в земляных щелях. Снаружи остались только люди для борьбы с пожаром. На Фили в ту ночь упало 39 фугасок и 434 зажигательные бомбы (на завод – 8 фугасок, 21 зажигательная бомба). На заводе и в поселке погибло 16 человек, 76 человек были ранены и контужены. Здания завода имели незначительные повреждения. Ложный же завод немецкие самолёты фактически сровняли с землей. Через 15 минут после отбоя воздушной тревоги цеха настоящего завода продолжили работу.

 

10 октября 1941 г. эвакуировали столичную промышленность. Завод № 22 был переброшен в Казань и разместился на базе авиационного завода № 124. Производственную площадку в Филях планировалось уничтожить, предварительно заминировав. На заводе осталось 70 недостроенных Пе-2, и директором, Юрием Николаевичем Карповым, было принято решение собрать изделия и отправить по воздуху. Работники за четыре дня выполнили поставленную задачу.

 

 На территории эвакуированного завода в Филях образовалась ФАРМ-22 (Фронтовая авиаремонтная мастерская). Здесь ремонтировали Пе-2, ДБ-3, ДБ-3Ф, СБ, ТБ-3, изготавливались детали для автоматов и минометов, работники принимали участие в строительстве оборонительных сооружений на Можайском направлении. До декабря 1941 г. ФАРМ-22 «поднял» 274 бомбардировщика.

 

17 декабря был образован завод № 23. В него вошли те работники, те, кто остался в Москве, а также те, кто прибыл из ранее эвакуированных заводов – харьковского, кимрского, запорожского, бакинского. Первым делом заводчанам предстояло помочь саперам разминировать завод и окружающую его территорию. Также были организованы бригады, которые должны были помогать рабочим в восстановлении завода и рабочих поселков. 16 марта 1942 г. завод получил задание на серийное производство двухмоторного бомбардировщика ДБ-3Ф (Ил-4). Всего до 1943 г. завод № 23 изготовил 367 таких самолетов.

 

Участвуя во Всесоюзном социалистическом соревновании для помощи фронту, на заводе были организованы комсомольско-молодежные бригады. Это введение помогло в увеличении изготовления военной продукции. Выпуск самолетов на заводе увеличился в 1,5 раза, по сравнению с 1942 г., в 1944 г. – в 3,5 раза больше чем 1943 г. В 1943 г. было выпущено 16 Ту-2, в 1944 г. – уже 378, в 1945-м – до двух самолетов в сутки. Всего же до 1949 г. здесь было выпущено 1994 бомбардировщика Ту-2 всех модификаций.

 

16 сентября 1945 г. «за образцовое выполнение задания Правительства по производству боевых самолетов» завод № 23 был награждён орденом Ленина.

 

В годы Великой Отечественной войны патрио­тизм советских людей превратился в поистине величайшую силу и безусловно стал одним из решающих факторов победы. На фронт из проходных филёвского завода ушли 2500 человек, около 1000 из них не вернулось. Часть работников воевала в составах 21-й дивизии Народного ополчения и 3-й Московской Коммунистической Стрелковой Дивизии.

 

Память погибших заводчан увековечена на мемориальной стеле, возведенной вблизи предприятия в Филёвском парке. Ежегодно, в Дни воинской славы, Совет молодёжи, Совет ветеранов, руководство ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, представители городской управы района, учащиеся близлежащих школ проводят мемориальные акции по сохранении памяти прошлого, истории предприятия, поддерживают связь времен и поколений.

 

Завод №22 после авианалета

 

 

 

           

   

 



Последние статьи:

02.08.2020Комсомольская правда: Модуль «Наука» для МКС
31.07.2020Два спутника «Экспресс» выведены на орбиту
31.07.2020Ракета «Протон-М» успешно стартовала с Байконура
30.07.2020РН «Протон-М» с КА «Экспресс» готов к старту
29.07.2020О пуске ракеты-носителя «Протон-М»
26.07.2020РН «Протон-М» с КА «Экспресс» на стартовом комплексе
25.07.2020«Протон-М» готов к вывозу на старт
24.07.2020Омскому производственному объединению "Полёт" - 79 лет!
21.07.2020На Байконуре началась сборка ракеты космического назначения «Протон-М»
10.07.2020Модуль «Наука» успешно прошёл наземные испытания
Правительственные награды
Пресс-релизы
Новости партнеров и филиалов
Meждународные проекты
АО «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева»
121309, Москва, ул. Новозаводская, 18
Департамент по управлению делами предприятия.
Бюро делопроизводства «Головной Офис».
Телефон: (499) 749-99-34
Факс: (495) 797-3333 доб. 59231