На главную
На главную
English Карта сайта На главную Контакты
Прошедшие запуски
Дата: 19 апреля 2018
Ракета-носитель: Протон-М
КА: КА МО РФ
Место старта: Байконур

Дата: 25 апреля 2018
Ракета-носитель: Рокот
КА: Sentinel-3B
Место старта: Плесецк

Предстоящие запуски
Дата:
Ракета-носитель:
КА:
Место старта:
Главная » Пресс-центр » Пресс-релизы

Пресс-релизы

102-Я ГОДОВЩИНА СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

28.04.2018

102 года тому назад – 30 апреля 1916 года - правление Акционерного общества «Русско-Балтийский вагонный завод» заключило с военным ведомством договор о строительстве в Филях 2-го автомобильного завода «Руссо-Балт». Именно с этого дня и идёт отсчёт уже более чем  векового пути ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.

 

Периоды

Названия предприятия

1916-1922гг.

Автомобильный завод «Руссо-Балт»

1922-1927гг.

Предприятие передано в концессию германской фирме «Юнкерс флюгцойгверк»

1927-1941гг.

Завод №22

1941-1961гг.

Завод №23

1961-1993гг.

Машиностроительный завод имени М.В. Хруничева

1993-2017гг.

ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева»

2017г.-наст.вр.

АО «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева»

 

Автомобильный завод «Руссо-Балт». 27 февраля 1916 года правление Акционерного общества «Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ)» подписало с военным ведомством контракт на поставку 1500 автомобилей типа С24/40 HP, a 30 апреля заключило в Петрограде договор о строительстве в Филях 2-го автомобильного завода «Руссо-Балт».

 

После покушения на Ленина 30 августа 1918 года резко усилились репрессии против «контрреволюционеров». К ним отнесли «буржуазных предпринимателей – организаторов и директоров…». Канула в вечность вся верхушка РБВЗ. На Филях тоже сменилось руководство.

 

10 августа 1921-го Совет Труда и Обороны передал 2-й автозавод в ведение Броневого управления РККА для использования его под бронетанковый ремонт и переименовал в 1-й автобронетанковый.

 

На ниве танкостроения филевский завод успехов не достиг, но 8 октября 1922 года в Филях состоялся праздник первого советского автомобиля, в котором участвовали председатель ВЦИК М. И. Калинин, главком Вооруженных Сил республики С. С. Каменев и другие руководящие работники. Первый отечественный автомобиль «Руссо-Балт» не имел определённого конструктора, весил – 1160 кг, имел 40 лошадиных сил, развивал скорость до 85 км/ч и был рассчитан на 7 человек.

 

«Юнкерс». Едва в Филях выпустили 5 «русских фордов», как последовало распоряжение: все работы прекратить, поскольку предприятие передается в концессию германской фирме «Юнкерс флюгцойгверк».

 

26 ноября 1922 года «Юнкерс» и российский Главный концессионный комитет подписали договор о производстве в СССР самолетов и моторов. В течение года немецкая фирма должна была подготовить самолетное и моторное производства для ежегодного выпуска 300 самолетов, часть из них она обязалась продавать советскому заказчику по среднеевропейской цене, остальные – за рубеж по свободным ценам, отчисляя советскому правительству от 5-ти до 8-ми процентов прибыли.

 

Однако выполнение производственной программы сразу же стало давать сбои. К концу января 1924 года построили лишь 20 самолетов. Советская военная приемка предъявила серьезные претензии к качеству сдаваемых самолетов - получаемые машины приходилось дорабатывать на заводе № 1. Взаимные претензии сторон обострились, и судьба концессии оказалась предрешенной.

 

Завод № 22. 14 мая 1927 года Совет Труда и Обороны перевел часть цехов завода № 5, занятых выпуском первого советского цельнометаллического самолёта АНТ-3 (Р-3), на промплощадку в Филях, образовал Государственный авиационный завод № 7. Через 5 месяцев в рамках тотального засекречивания авиапроизводства в стране завод получил новый номер «22», а месяц спустя и имя – «10-летия Октября».

 

Опыт крупносерийного производства завод № 22 обретал на разведчике Р-3ЛД. К весне 1929-го в Филях сдали 101 самолет. Привели в относительный порядок заводской аэродром и создали летно-испытательную станцию. К июлю 1927 года АГОС-ЦАГИ построил опытный истребитель АМТ-5 (И-4). Поздней осенью того же года правительство приняло решение о его запуске в серийное производство.

 

Следующая машина, получившая обозначение АНТ-4 (у военных – ТБ-1) - первый в мире цельнометаллический бомбардировщик-моноплан. Головной экземпляр ТБ-1бис «Дублер» с двумя моторами завод построил к августу 1929 года и отправил его на государственные испытания. Это был уже подлинно серийный самолет, полностью вооруженный и оборудованный по всем тактико-техническим требованиям ВВС, с экипажем из 6 человек, с 6 пулеметами Дегтярева и с бомбовым грузом в 1 тонну.

 

Завод приступил к серийному производству пассажирского самолета АНТ-9 - 3-хмоторный «лайнер» на 9 пассажиров для полетов на международных авиалиниях и обслуживания советских чиновников. Шёл выпуск истребителей И-4. Завершалась сдача и двухмоторных ТБ-1 – к середине 1932 года здесь сошли со стапелей 216 бомбардировщиков. В том же году завершилось производство пассажирских АНТ-9 – всего сдали 61 машину. В начале 1931-го на Филях заложили серию АНТ-7, или Р-6, «уменьшенного» варианта «большого брата» ТБ-1, и уже в ноябре первый серийный АНТ-7 с моторами М-17Ф взлетел с филевской поймы. Самолет в течение последующих 3-х лет выпускался в нескольких вариантах: разведчика, морского патрульного самолета, торпедоносца, «крейсера». А примерно в середине года заводской конструкторский отдел приступил к разработке серийных чертежей ТБ-3.

 

Главным делом был на тот момент серийный выпуск 4-моторного бомбардировщика ТБ-3. Понадобилось всего 14 месяцев, чтобы предприятие не только завершило подготовку производства, но и выкатило из ангара первый серийный самолет. Строили тяжелые бомбардировщики около шести лет. За эти годы в Филях сдали заказчику 740 машин. В те дни на заводских стапелях была еще одна многоцелевая туполевская машина – АНТ-7 (Р-6) и создавался новый самолет ДБ-А, развивающий скорость до 320 км в час при максимальной нагрузке в 5 тонн, летающий на высоте 6 – 7 километров, с более мощным вооружением. К маю 1935-го были выпущены 2 машины, а их серийное производство решили налаживать в Казани на авиазаводе № 124.

 

Разворачивалась подготовка производства скоростного бомбардировщика АНТ-40, или СБ, получившего широкую известность в мире. Он участвовал в боевых действиях в Испании, на Дальнем Востоке и в Великой Отечественной войне. Выпуск серийных СБ завершился в Филях во второй половине 1940 года.

 

Завод № 22 получил еще одно сверхсрочное задание: изготовить 4 самолета ТБ-3 в арктическом варианте. Они получили литеры «Н-170», «Н-171», «Н-172» и «Н-169». Завод занимался массовым производством фронтового бомбардировщика СБ. Осваивался массовый выпуск новой техники - бомбардировщика Пе-2.

 

Завод № 23. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Завод № 22 был эвакуирован в Казань, а на базе опытного цеха № 15 организовали фронтовые авиаремонтные мастерские. Они просуществовали около 6 месяцев и восстановили 274 бомбардировщика разных типов. Мастерские стали частью нового «старого» предприятия, с 17 декабря получившего номер «23».

 

Предстояло готовить производство к выпуску 2-моторного бомбардировщика ДБ-3Ф (Ил-4), и уже во второй половине 1942 года филевцы сдали 110 машин, а в первом полугодии следующего – еще 257. Наряду с этим в 1943 году в Филях начался выпуск снятых с производства в Омске бомбардировщиков Ту-2 (16 машин), в 1944-м их было изготовлено уже 378, а в 1945-м довели выпуск до 2-х самолетов в сутки.

 

Серийный выпуск бомбардировщиков Ту-2завершился в середине 1949 года. За все годы с филевских стапелей сошли 1994 самолета Ту-2 всех модификаций. 16 сентября 1945 года «за образцовое выполнение задания правительства по производству самолетов» завод наградили орденом Ленина.

 

Со временем на заводе создали мощный строительный цех. Была образована экспериментальная технологическая лаборатория. 25 апреля 1949 года приказом директора ее реорганизовали в экспериментальный цех № 38. В то же время на заводе началась подготовка производства Ту-4, серийный выпуск его в Филях продолжался до конца 1952 года. Было выпущено 160 машин.

 

В связи с началом разработки новых самолетов генерального конструктора В. М. Мясищева необходимо было выделить на территории завода помещения для ОКБ-23. Заводские специалисты подключились к созданию самолета «М», едва высохли чернила на постановлении правительства. К 1 апреля 1952 года завод уже имел конструкторскую документацию по планеру, к 15 мая – по оборудованию, а 20 января 1953-го близ подмосковного города Жуковский самолет «М» совершил первый полет. За неполные 3 года с филевских стапелей сошли 33 бомбардировщика М-4. Практически одновременно ОКБ Мясищева в тандеме с коллективом завода № 23 готовило для дальней авиации машину с новыми турбореактивными двигателями – стратегический бомбардировщик 3М. С 1956-го по 1960-й годы было построено 85 самолетов 3М и его модификаций. В 1955 году завод строил М-4, а в ОКБ уже обрисовался облик нового, более перспективного самолета – М-50.

 

Новый самолет стал «локомотивом» авиационной промышленности, так как многие системы его конструкции были применены впервые в СССР. Это автоматизация управления, позволившая сократить экипаж до двух человек, новые двигатели, новое современное бортовое оборудование, основанное на полупроводниках, уникальные конструкции крыльев, внедрение неметаллических материалов и многое другое. Ничего подобного в те годы в мире не создавалось, и М-50 опережал мировое развитие авиации на много лет. Увы, наступило время ракетной техники, и руководство СССР приняло решение о закрытии авиационной тематики в Филях.

 

Машиностроительный завод им. М.В. Хруничева. В Филях наступала новая, космическая, эра. В 1961 году в кратчайшие сроки предстояло превратить передовой авиазавод в современное ракетно-космическое предприятие- Машиностроительный завод им. М. В. Хруничева. И завод быстро стал одним из лидеров отрасли. Высочайшая культура производства предприятия ставилась в пример другим. Был освоен выпуск межконтинентальных баллистических ракет генерального конструктора филиала №1 ОКБ-52 (позднее ЦКБМ) В.Н. Челомея -  семейства УР-100, УР-500, ставших затем ракетами космического назначения «Протоном» и «Рокотом». Гений Челомея реализовал себя в создании орбитальной станции «Алмаз», серии пилотируемых станций «Салют», спустя годы послужившими прообразами базового блока орбитального комплекса «Мир» и служебного модуля МКС «Звезда».

 

В 1991 году распался СССР, началась перестройка. Чтобы выжить, филевцам необходимо было научиться торговать, бороться с конкурентами, решать множество вопросов, абсолютно несвойственных «закрытому» предприятию. КБ «Салют» и заводу им. М. В. Хруничева надо было объединяться в единую корпорацию с разумной, но жесткой властью одного руководителя.

 

ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева». 7 июня 1993 года Президент РФ Б. Н. Ельцин распорядился образовать ГКНПЦ на базе Машиностроительного завода им. Хруничева и КБ «Салют». Уже в 1996 году ГКНПЦ вышел на мировой рынок пусковых услуг. Значительная часть средств от реализации коммерческих контрактов направлялась на восстановление разрушенной инфраструктуры космодрома. На обновленный Байконур охотно потянулись иностранные заказчики.

 

Были созданы разгонные блоки «Бриз-М» и «Бриз-КМ», а также 12КРБ, прошедший в 2001 году испытания на запуске индийской РН GSLV.В интересах иностранного заказчика был спроектирован и создан спутник «Экспресс». На базе унифицированной платформы «Яхта», были созданы КА «Монитор-Э» и «КазСат». При помощи РН «Протон-М» был запущен созданный в ГКНПЦ первый модуль МКС – ФГБ «Заря». Доработанная боевая ракета УР-100Н УТТХ превратилась в РН «Рокот», шла разработка РН семейства «Ангара».

 

Пуски РН «Протон-М» стремительно набирали обороты. Флагман отечественной космонавтики был удостоен «Книги рекордов Гиннеса» как непревзойдённый долгожитель и трудоголик. В 2009-2010 г. состоялось два запуска южнокорейской РН KSLV-1 с первой ступенью, разработанной и созданной в ГКНПЦ.

 

Структура ГКНПЦ пополнилась филиалами из Омска, Воронежа, Усть-Катава, Перми, городов Подмосковья.

 

В 2014 году на предприятии в соответствии с Программой финансового оздоровления ГКНПЦ начались глобальные трансформации, модернизации действующих и создание новых высокотехнологичных производств по изготовлению ракет-носителей «Протон-М» и семейства ракет-носителей нового поколения «Ангара», ракетных двигателей и разгонных блоков. В 2014 году успешно прошли лётные испытания ракет-носителей лёгкого («Ангара-1.2») и тяжёлого («Ангара-А5) классов.

 

АО «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева». В ноябре 2017 года ГКНПЦ из федерального государственного унитарного предприятия преобразован в акционерное общество – получены новые возможности как в привлечении средств, так и в проведении закупочной деятельности.

 

Впереди – пуски ракет-носителей семейства «Протон» по коммерческим и федеральным программам, им на смену придут ракеты-носители семейства «Ангара». Стремительными темпами идёт подготовка к созданию высокотехнологичного производства в Омске - ракеты-носители семейства «Ангара» будут изготавливаться по новым технологиям на самом современном оборудовании. С космодрома Плесецк станут осуществляться пуски ракеты-носителя лёгкого класса (КРК «Ангара»), а с космодрома Восточный – пуски РН тяжёлого класса повышенной грузоподъёмности (КРК «Амур»).



Последние статьи:

11.05.2018ЦЕНТР ХРУНИЧЕВА: КОЛЛЕКТИВУ ВМЗ ПРЕДСТАВИЛИ НОВОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
10.05.2018СЕРГЕЙ КОВАЛЁВ – НОВЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ВМЗ
08.05.2018С Днём Победы!
07.05.2018МИТИНГ В ЧЕСТЬ 73-Й ГОДОВЩИНЫ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
28.04.201880 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АНАТОЛИЯ ИВАНОВИЧА КИСЕЛЁВА
28.04.2018102-Я ГОДОВЩИНА СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
28.04.2018ПРАЗДНИК ВЕСНЫ И ТРУДА!
25.04.2018РАКЕТА–НОСИТЕЛЬ «РОКОТ» УСПЕШНО ВЫВЕЛА НА ОРБИТУ ЕВРОПЕЙСКИЙ СПУТНИК ДЛЯ ГЛОБАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
20.04.2018 НА КОСМОДРОМЕ ПЛЕСЕЦК ЗАВЕРШИЛАСЬ СБОРКА КГЧ РКН «РОКОТ»
19.04.2018РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ПРОТОН-М» УСПЕШНО ВЫВЕЛА НА ОРБИТУ РОССИЙСКИЙ СПУТНИК
Правительственные награды
Пресс-релизы
Новости партнеров и филиалов
Календарь новостей
   
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Meждународные проекты
АО «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева»
121087, Москва, ул. Новозаводская, 18
Канцелярия Аппарата генерального директора
Телефон: (499) 749-99-34
Факс: (499) 749-51-24